Какое бывает взаимопонимание. Понятие взаимопонимания. Как вернуть взаимопонимание в семье

Для эффективной совместной деятельности одного познания и понимания человека человеком недостаточно. Нужно нечто такое, что обеспечивало бы психологическое единство их взаимодействия. Взаимопонимание как раз и выступает таким фактором. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Вот важнейшие из них.

Сущность взаимопонимания. Наличие множества подходов к осмыслению феномена взаимопонимания объясняется его сложностью и многогранностью, что позволяет одновременно рассматривать его и как процесс, и как результат, и как состояние. Обобщая имеющиеся точки зрения, можно прийти к выводу о том, что взаимопонимание следует считать социально-психологическим феноменом, сущность которого проявляется в:

  1. согласовании людьми индивидуального осмысления предмета общения;
  2. взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.

Взаимопонимание людей вместе с тем является таким уровнем их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют по достижению единой цели.

Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод - взаимопротиводействие, с появлением которого возникает недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.

Источниками (причинами) недопонимания могут быть:

  • отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;
  • различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;
  • дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;
  • умышленное или случайное искажение передаваемой информации;
  • отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;
  • отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;
  • нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;
  • потеря или перенос на другую цель совместных действий и др.

Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Вот важнейшие из них.

1. Понимание речи взаимодействующей личности. Оно начинается с восприятия и осмыслении отдельных слов , которые являются лексическими единицами речи. Точнее говоря, даже не со слов, а с фонем, из линейной последовательности которых разворачивается речевое сообщение. Под фонемой обычно понимается кратчайшая смыслоразличительная (фонологическая) единица языка. Она должна быть воспринята партнером. Восприятие, а значит и понимание, произойдет, если у человека уже имеется система психологических признаков, по которым воспринимаются и запоминаются фонемы.

Декодирование фонем позволяет раскрыть смысл всей системы слов, которая выражает определенную мысль. После того как будут поняты отдельные предложения, начинается проникновение в смысл сообщения в целом. «Для понимания целого сообщения, - писал А. Р. Лурия, - воспринимающий должен соотнести предложения друг с другом, выбрать те из них, которые имеют ключевое, ведущее значение, и сформулировать общую мысль высказывания, а иногда и расшифровать тот мотив высказывания, который составляет его подтекст». Знание подтекста речи является необходимым условием «глубинного прочтения» мыслей. Его извлекают из содержания разговора, из той общей среды, в которую вкраплены воспринимаемые явления.

В контекст взаимодействия двух индивидов, как правило, входят они сами как самостоятельные личности и ситуация их деятельности (поведения). Декодирование сигналов от этих составляющих контекста как раз и создаст условия для достижения взаимопонимания между людьми.

2. Осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности . Люди различаются по убеждениям, потребностям, интересам, идеалам, чувствам, чертам характера, способностям и т. д. Эти и другие качества партнеру часто приходится оценивать, непосредственно наблюдая за человеком , который вступил во взаимодействие с ним. Сделать это можно лишь путем изучения действий, поступков, в целом его деятельности.

В действиях и деятельности личность проявляет себя, то есть раскрывает для других свои качества. Оценка качеств позволяет судить о мотивах и целях человека . Последние дают возможность сделать вывод о том, на что идет партнер: на содействие или противодействие . Такое заключение необходимо для установления взаимопонимания между людьми.

3. Выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером . Под такой ситуацией понимаются объективно складывающиеся обстоятельства и обстановка, которые благоприятствуют или препятствуют взаимодействию индивидов. Обстановка складывается из предметов, вещей, средств и орудий, которыми пользуются взаимодействующие личности и в окружении которых они находятся. Количество и качество элементов обстановки , их размещение в пространстве и изменение во времени создают конкретные обстоятельства взаимодействия.

Последние нередко побуждают людей изменять свое поведение, иногда даже таким образом, что его психологическое содержание теряется за внешней стороной поступков. С. Л. Рубинштейн писал об этом так: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению». Подтекст извлекается из личностных качеств индивида и ситуации его взаимодействия с партнером. При этом общающиеся люди действуют тем успешнее, чем более они подготовлены в социально-психологическом отношении.

4. Выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам . Официальное заявление взаимодействующих лиц о согласии понимать и действовать по определенным правилам ко многому обязывает. Они вынуждены выполнять взятые на себя обязательства, ибо расхождение слов с делами свидетельствует о нарушении взаимопонимания, а этого нельзя скрыть.

Соблюдение правил на практике , в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные договоренности. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, то есть согласовывать свои действия . Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.

Таковы наиболее общие условия достижения взаимопонимания между людьми. Оно возникает на основе и в ходе их взаимодействия. Последнее есть первопричина социально-психологических явлений. Взаимопонимание - одно из них. Его необходимо изучать, осмысливать и использовать для повышения эффективности совместной деятельности людей.

И друг друга. Основа взаимопонимания - , и .

Чтобы налаживалось взаимопонимание, нужно встречаться и общаться. Взаимопонимание быстрее налаживается между теми, кто общается между собой - и теряется, если и когда общение становится более редким. Больше - и будете лучше друг друга понимать. Однако если при встрече много и весело вы говорите сами - возможно, вам вместе будет весело, но это в мало степени способствует взаимопониманию. Встречаясь с интересными и важным для вас человеком, полезнее распрашивать и слушать, стараясь понять его взгляды, отношения и привычки.

Интересно: если девушка сама не очень понимает себя, если у нее самой "плавают" взгляды и отношения, то с ней самой взаимопонимание налаживать труднее. Легче налаживается взаимопонимание с теми, у кого взгляды и ценности определены.

​​​​​​​Встречи и частое общение помогают взаимопониманию, но еще важнее - как вы общаетесь, каков стиль вашего общения? Вы сразу встречаете человека улыбкой, теплыми фразами, с удовольствием говорите ему что-то приятное? Заметьте: те люди, для которых естественно относиться к другим тепло и доброжелательно, легче налаживают взаимопонимание с самыми разными людьми. Ленивые ждут, когда начнут их понимать, только после этого начинают к партнеру относиться доброжелательно и тепло. Умные начинают сами относиться к партнеру тепло и доброжелательно, после чего взаимопонимание приходит быстро. Подробнее см.→

​​​​​​​При этом взаимопонимание всегда легче между теми людьми, у которых более сходны точки зрения, интересы, круг и стиль общения. Взаимопонимание затруднено, если у людей сильно разные точки зрения, различное семейное или культурное . На взаимопонимание влияют и гендерные различия, и является фактом, что мужчинам и женщинам не всегда легко понимать друг друга . Что делать? Учиться понимать друг друга. Узнавать особенности друг друга, освоить технику Тотальное Да и "Повтори, согласись, добавь ", избавляться от категоричности , вместо споров и давления больше слушать и спокойно обсуждать разногласия , начиная в первую очередь с того, что вас сближает.

Для пар, собирающихся строить семью, практически обязательно обсудить вопросник "Основы семейного договора ", где предлагается обсудить множество практичных тем и вопросов, с которыми все равно придется столкнуться. Начав думать вместе, как они будут обустраивать квартиру, какой будет режим дня, как нужно ухаживать за тем, кто из них заболел и как реагировать, если кто-то разбрасывает свои вещи, вам будет проще донести до другого, что важно для вас и легче понять взгляды вашего любимого.

Для психологии значимость изучения особенностей взаимопонимания определяется тем, что оно непосредственно связано с общением, пониманием, взаимоотношениями людей. Взаимопонимание является цементирующим фактором любой совместной деятельности, семейных и общественных отношений. Но точно так же, как в обыденной практике мы чаще обращаем внимание Me на наличие взаимопонимания, а на его отсутствие, так и психологию долгое время интересовало не взаимопонимание как некий позитивный процесс, а конфликты, расхождения, несовпадения точек зрения и их негативные последствия и для участников, и для самого общения. Именно поэтому взаимопонимание как психологическое явление по прежнему остается малоизученным.

Взаимопонимание как возможность и способность людей понимать друг друга давно интересует не только психологов, но и философов, историков, политологов и т.п., утверждающих, что феномен взаимопонимания является ключевой проблемой человеческого взаимодействия. Окружающий мир становится разнообразнее, внутренний мир человека постоянно индивидуализируется, и чем труднее человеку бывает выразить себя, тем важнее, жизненно необходимее ему быть понятым. Этим можно объяснить рост исследований проблемы взаимопонимания в современной науке. Наряду с этим интерес к феномену взаимопонимания возрос также в связи с признанием учеными проблемы одиночества как проблемы века. В современных исследованиях речь идет не только о вынужденном одиночестве (социальной изоляции, потере близких людей, проживании в новой социальнокультурной среде), но и о внутреннем одиночестве, т.е. отчуждении от самого себя и других людей, причиной которого является отсутствие взаимопонимания.

Традиционно в науке существовали и существуют две линии анализа взаимопонимания, связанные с вечным спором между «науками о духе» и «науками о природе». Первая линия анализа была задана В. Дильтеем; согласно ему, природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем. Понимание в его работах предстает как «вчувствование в духовный мир другого», эмпатическое сопереживание его мыслей и чувств. Короче говоря, понять - это значит постигнуть, усвоить смысл. Философ М. Хайдеггер придавал пониманию особое значение в жизни человека. С его точки зрения, понимание выступает условием существования человека, оно есть функция души, поэтому одних рациональных рассуждений, умозаключений недостаточно для достижения взаимопонимания. Необходимы и другие средства, в частности, используя терминологию К. ЛевиБрюля, «мистическое участие», то, что связано с внутренним субъективным миром и не поддается объективному изучению, внешней фиксации, но именно оно позволяет говорить о достижении или недостижении взаимопонимания. В «науках о природе» понимание рассматривается как функция разума, особого рода работа сознания, поэтому взаимопонимание отождествляется с познанием, интерпретацией, толкованием, убеждением, социальными и личностными смыслами. На уровне мыследеятельности нельзя себя полностью выразить, поэтому взаимопонимание либо недостижимо, либо возможно лишь частично. Согласно так называемому информационному подходу, взаимопонимание и не нужно, достаточно лишь правильное понимание социальной информации.

Таким образом, в «науках о духе» взаимопонимание жизненно необходимо и возможно тогда, когда подключается интуиция при постижении духовного мира другого человека. Взаимопонимание в рамках этих наук выглядит как целостное явление, подчиняющееся закону герменевтического круга (элементы не существуют сами по себе, они определяются целым и их изучение возможно лишь из связи этого целого), оно не может быть завершено, т.е. постоянно развивается и совершенствуется. В «науках о природе» взаимопониманию не отводится такой важной роли, как в «науках о духе», а порой оно рассматривается в качестве нежелательного элемента человеческой жизни, ему приписываются свойства статичности и завершенности. В них взаимопонимание сводится к поиску причинно следственных связей, Имеющих экспериментальное подтверждение, поэтому его изучение носит пошаговый характер и заключается не в познании целого как такового, а в поисках его отдельных элементов.

Эти две философские линии в толковании природы взаимопонимания получили следующее преломление в психологии. Первая линия анализа во многом способствовала возникновению гуманистической психологии, которая «впитала» ее представления о взаимопонимании. Хотя работ по взаимопониманию в этом психологическом направлении крайне мало, само это понятие незримо присутствует у всех ученых этой ориентации как результат, цель и условие личностного развития. Сторонники движения «за человеческий потенциал» связывают взаимопонимание прежде всего с общением. Ученые гуманистической ориентации считают, что человеку не нужно вступать в общение, если он не хочет понять другого и быть понятым им. Представители экзистенционального крыла гуманистической психологии поднимают взаимопонимание на уровень человеческого бытия. Основными характеристиками взаимопонимания являются целостность, постоянное развитие, позитивность, индивидуальность, уникальность и неповторимость.

Вторая линия анализа - философское представление о взаимопонимании, отождествляемом с познанием, интерпретацией, толкованием - послужило основой для формирования психологического направления в изучении взаимопонимания, в рамках которого оно рассматривается в связи с конкретной деятельностью. В данном случае взаимопонимание изучается как явление, обслуживающее конкретную деятельность, исследование которой является приоритетным. В этой связи оно рассматривается с точки зрения того, насколько возможно - невозможно, обязательно - необязательно, желательно - нежелательно, так как интерпретируется как посягательство на внутренний мир человека. В контексте данного направления взаимопонимание исследуется в связи со стилем мышления, видами конфликтов, пониманием речи как главного средства общения, соотносится с социальными и индивидуальными смыслами в совместной деятельности. В отечественной психологии в большей степени представлено изучение взаимопонимания с позиций второго направления.

В целом существующие направления изучения взаимопонимания в отечественной психологии демонстрируют два уровня его анализа: 1) рассмотрение его с позиций полноты взаимопонимания (полное, собственно взаимопонимание), изучение его как одинаковое понимание информации, мыслей, чувств друг друга, как личностное образование. В.В. Знаков предлагает называть такое взаимопонимание «межличностное понимание»; 2) отношение к взаимопониманию, как к явлению функциональному, парциальному (частичное взаимопонимание), например понимание только мыслей или чувств Обоими партнерами. Взаимопонимание носит субъектсубъектный характер, но без глубокого проникновения во внутренний мир человек.

Несмотря на различные подходы к изучению взаимопонимания, на различные уровни его анализа, из существующих работ следует, что взаимопонимание - это сложный, целостный процесс понимания себя, другого и понимание другим. Процесс взаимопонимания состоит из трех взаимосвязанных компонентов: 1) понимания себя, 2) понимания другого, 3) понимания другим. Взаимопонимание оказывается возможным при едином понимании информации и ситуации общения, так как понимание другого еще не означает, что он также понимает тебя. Взаимопонимание разворачивается не только между двумя людьми, в диаде, но, как думают некоторые ученые, оно возможно между личностью и коллективом, между членами коллектива, а также между группами. Поэтому взаимопонимание можно трактовать в широком смысле как взаимопонимание между коллективами, общностями, народами и в узком смысле как понимание субъектами друг друга в ситуации межличностного общения. И в первом, и во втором случае логика человеческого взаимопонимания остается одной и той же: понять себя, понять другого (субъекта или группу) и, наконец, быть понятым.

ЛИТЕРАТУРА
1.Ашрафьян ИБ. О взаимопонимании учителя и учащихся как внутренней предпосылке и результате педагогического общения // Психология педагогического общения. Ростов н/Д, 1978. С. 49-58.
2.ГоловахаЕИ,ПанинаНР. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989. С. 58.
3.ЗнаковВБ. Понимание в познании и общении. М., 1997. С. 116-120.
4. Соколова ЕЕ. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997. С. 423-443.

Существование людей обусловлено обязательными способностями коммуницировать между собой. Один человек передает информацию другому, другой - третьему и так далее. Обмен данными позволяет людям познавать окружающий мир, самих себя и себе подобных. Достаточно важно в современной системе взаимоотношений между различными социальными слоями общества находить друг к другу подход, уметь корректно общаться, достигать консенсуса в беседах и дискуссиях. И не последнее место в этой цепи занимает вопрос о взаимопонимании между людьми.

Понятие о взаимопонимании

В жизни люди часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, со скандальными ссорами и человеческим недопониманием. Все это происходит от того, что по каким-то причинам враждующие стороны не нашли друг с другом точек соприкосновения, не попытались прийти к какому-то общему знаменателю в спорном вопросе и просто не пожелали друг друга понять. Подобные ситуации заставляют задуматься над тем, что такое взаимопонимание. Данное понятие представляет собой не что иное, как согласие, налаживание контакта представителей социума между собой для достижения согласованности или договоренности в том или ином поднятом для обсуждения вопросе. Это та нить, которая является связующим звеном между мнениями каждого представителя общества в разгоревшемся споре, вопросе, проблеме. Но почему так важно этого единодушного мнения достичь? Каково его значение для современного социума?

Значимость в обществе

К сожалению, о том, что такое взаимопонимание, знают не все. Часто в силу своего крутого характера или строптивого нрава люди упорно не идут на компромиссы и гнут свою линию, даже не будучи уверенными в том, что они правы до конца. Ввиду этого и разгораются конфликты, провокации, скандальные сцены, которые нередко приводят к трагическим последствиям. Каждый сознательный гражданин старается подобного рода стычек избегать.

Но как не допустить накала страстей между спорящими сторонами? По факту, очень просто - нужно постараться достичь взаимопонимания. Ведь без согласия между людьми не будет мирной жизни и в глобальном смысле. Отчего и разгораются между государствами междоусобные войны, отчего и теряются сотни, тысячи, миллионы жизней в бою за «правду», единства в борьбе за которую не удалось достичь мирным путем и обоюдным согласием противоборствующих сторон. Поэтому проблема взаимопонимания между людьми имеет колоссальное значение для общества.

Согласие между влюбленными

Не только глобальные темы затрагиваются, когда речь заходит о достижении единства во мнении двух несогласных сторон. Многие отдельные единицы общества также нуждаются во взаимопонимании. Что такое любовь - знает, наверное, каждый. Но не каждый догадывается о том, что она непременно строится на взаимном согласии в отношениях между двумя. Не будет единства в их мнении - не будет бесконфликтного совместного существования. Не будет контакта и единодушия в решении тех или иных вопросов - не сможет быть построена полноценная семья. Если молодые люди только-только вступили в отношения и начинают друг к другу притираться, без взаимопонимания они не смогут сохранить свои чувства и пронести любовь через годы к заключению брака и рождению совместных детей. Люди, борющиеся за свою любовь, должны это понимать.

Единодушие между супругами

Не менее важную роль играет единое мнение и налаженность в чувствах между мужем и женой. К сожалению, что такое взаимопонимание - знает не каждая семейная пара. Очень часто в силу бытовых забот и хлопот, денежного вопроса, финансовой состоятельности или несостоятельности членов семьи, а также воспитания детишек создаются определенные конфликтные ситуации, которые супруги не в силах сгладить приходом к единой позиции. В семье разгораются скандалы и конфликтные моменты, которые могут сопровождаться бранью, ссорами, криками и даже рукоприкладством.

Подобные моменты по итогу приводят некогда счастливую семью к краху и доводят супружескую пару до развода. Чтобы этого избежать, они просто обязаны постичь смысл определения и уразуметь, что такое взаимопонимание и как его можно достичь. Общими обоюдными силами, постоянными беседами в спокойной обстановке, а также попытками стать на место друг друга в споре о том или ином вопросе, молодые люди могут сохранить свою семью и радоваться совместной жизни еще очень долго.

Взаимопонимание между коллегами

Еще один важный момент - налаживание контакта с коллегами по работе. Ни один рабочий процесс не будет протекать функционально и планомерно в условиях напряженной обстановки между сотрудниками одной и той же фирмы. Конфликтные ситуации на работе - явление нередкое. Они мешают людям работать, добиваться своих целей, расти и развиваться в профессиональном контексте. Поэтому и здесь проблема взаимопонимания стоит остро и требует вмешательства.

Как быть в таком случае? Ответ прост: идти на компромиссы, разъяснять коллегам причины своих действий и решений, обосновывать необходимость утверждения собственного проекта, исходя из его аргументированности и рациональности. Нужно стремиться построить хорошие отношения со своими соратниками по работе и пытаться организовывать работу предприятия совместными силами, а не вставлять друг другу палки в колеса. И тогда работаться будет намного проще в дружелюбной и теплой атмосфере.

Налаженный контакт с начальством

Взаимопонимание в отношениях с непосредственным руководством - один из ключевых моментов в осуществлении методичной упорядоченной профессиональной деятельности. Вряд ли кому удастся долго продержаться на своем рабочем месте, если отношения с непосредственным руководителем будут, мягко говоря, натянуты. Хоть и личные антипатии должны быть абстрагированы от рабочего процесса, но, к сожалению, часто и густо люди забывают об этом правиле профессиональной этики и злоупотребляют своим служебным положением, пытаясь отомстить неугодному душе сотруднику взваливанием на него дополнительных обязанностей, не входящих в число его должностных, или будучи к нему особо предвзятым.

Раз и навсегда разрешив и оговорив свои личные друг к другу антипатии, устранив корень проблемы, который мешает нормально процветать отношениям в ключе «руководитель-подчиненный», а также переступив через свои принципы и нацелившись на результат трудовой деятельности, люди могут прийти к консенсусу и далее трудиться на благо своей фирмы.

Связь со сверстниками

Часто в подростковом возрасте у ребят возникают неурядицы и мелкие бытовые ссоры. Современные дети вообще подвержены пагубному влиянию интернета и социальных сетей, они замыкаются в себе и своих интернет-играх, а с живыми сверстниками вести контакт не приспособлены. В школах и университетах всегда есть лидеры и аутсайдеры, те, кто подтрунивает и те, над кем подшучивают. На этой почве возникает подростковое недопонимание. Правильное воспитание родителей, работа педагогического состава и стремление самих ребят вести спокойный бесконфликтный образ жизни могут поспособствовать достижению между ними взаимопонимания.

Как достичь взаимопонимания?

Основа человеческого единогласия и понимания в отношении друг друга заключается в построении самими людьми контакта между собой. Только совместные усилия могут привести к достижению ими консенсуса. Направить свои силы противоборствующим сторонам нужно не на доказательство своей правды - у каждого она своя, а на приоритетные аспекты совместного сосуществования в паре, семье, работе, обществе. Не разжигать конфликт, а подавлять его, не содействовать усилению разногласий, а пытаться их погасить - вот он, единственно верный и правильный подход к поиску точек соприкосновения между двумя противоборствующими сторонами. Людям просто стоит понять, что ключи от всех замков находятся у них в руках, нужно только уметь и хотеть ими правильно воспользоваться.

В отношениях между людьми взаимопонимание - это практически все. Человек познает себя через общение с семьей, с окружающими, с работой. По сути, люди постоянно находятся во взаимоотношениях со всем и всеми и не могут обойтись без взаимного понимания. Именно поэтому находить с окружающими довольно важно. Размышляя о том, взаимопонимание - что такое и для чего оно нужно, стоит помнить, что это процесс, который помогает понять себя благодаря общению с другими людьми. Поэтому, если у человека возникают проблемы, и ему кажется, что его никто не понимает, необходимо начать с себя и заглянуть к себе в душу.

Основа семьи

Семья не может быть крепкой, если между супругами отсутствуют такие составляющие, как взаимоуважение, взаимоподдержка и взаимопонимание. Только благодаря ним такое великое чувство, как любовь, может процветать долгие годы. Если хотя бы одна из этих основ «не функционирует», отношения будут уязвимы. Это может проявляться в ссорах или в растущем недоверии.

Практически все проблемы, которые возникают между мужем и женой, обусловлены недостаточным взаимопониманием. Если не отреагировать на ситуацию своевременно, есть риск, что скандалы приобретут хроническую форму, и тогда настроиться «на одну волну» будет намного сложнее.

Можно ли научиться понимать друг друга?

Этот вопрос волнует не только молодоженов, но и тех, кто по каким-то причинам разучился находить общий язык со своей половинкой. Поэтому знания о том, как добиться взаимопонимания, будут полезны всем. Чтобы вернуть покой и умиротворенность в семью, придется потратить время и силы, но результат того стоит.

Вечера откровений

Как правило, бытовые хлопоты, работа и забота о детях настолько выматывают супругов, что вечером им хочется только тишины. Времени друг на друга практически не остается, и муж с женой перестают делиться мнениями. Это отдаляет их и порождает непонимание. Чтобы исправить такое положение вещей, необходимо устраивать вечера откровений, когда супруги будут полностью сконцентрированы друг на друге. Как возникает взаимопонимание? Можно строить планы, делиться своими переживаниями и мыслями, посвятить половинку в собственные мечты или решить накопившиеся конфликты.

Все разговоры необходимо вести спокойным доброжелательным тоном, не переходя на оскорбления и не высказывая претензий. Говорить нужно прямо, но выражать свои пожелания мягко. Собеседник не должен испытывать важно дать ему понять, что главная цель - найти компромисс.

Один разговор - одна проблема

Многие супруги совершают типичную ошибку, которая ведет к полному развалу: они «выбрасывают» друг на друга весь негатив, который накопился за продолжительное время, при каждой ссоре. Взаимопонимание в отношениях в этом случае вряд ли будет достигнуто. Пара должна четко запомнить для себя главное правило: одним разговором решается одна проблема. Не стоит припоминать все обиды, это будет вызывать у собеседника агрессию и желание защититься. так вряд ли получится.

Чего хочет партнер?

Задумываясь о том, взаимопонимание - что такое и как его восстановить, супруги часто забывают о том, что у партнера тоже есть желания. Поинтересовавшись, чего хочет половинка, можно решить многие проблемы. Но к чужим потребностям и желаниям необходимо относиться серьезно, не подтрунивая и не умаляя их важности. Как показывает практика, все они выполнимы, достаточно осознать, что для партнера это имеет большое значение. Тогда и он в ответ захочет сделать что-нибудь хорошее и будет больше ценить семью. Если разговаривать на одном языке, паре будет намного проще добиться взаимопонимания.

Говорить об отношениях!

Замалчивание проблем и создание иллюзии счастья - гиблое дело. Когда-нибудь негатив все равно пробьется наружу, но понять друг друга будет намного сложнее. Об отношениях нужно разговаривать, обозначая проблему сразу же, как только она появилась. Тогда ссоры не будут разрастаться, как снежный ком.

Почему возникает непонимание?

Пытаясь понять, взаимопонимание - что такое и как оно возникает, необходимо осознать, что «взаимо» - это некий баланс. Нельзя только получать, ничего не отдавая взамен, поэтому формула «я - тебе, ты - мне» должна лежать в основе любых отношений.

Чтобы семья развивалась гармонично и супруги успешно справлялись с кризисными периодами, нужно понять, что все люди - личности, и они имеют свои достоинства и недостатки. Нельзя проецировать собственные мысли на окружающих. Необходимо принимать их и не пытаться изменить.

Конфликты могут возникать в том случае, когда один из супругов перестает уважать интересы и потребности другого. Такая позиция негативно отразится на отношениях и станет первым шагом к непониманию. Всегда нужно помнить, что игнорирование приносит неудовлетворенность и раздражение, которое рано ли поздно «обрушится» на вторую половинку.

Иногда супруги не придают значения мелочам и не переживают по поводу мелких разногласий. Но все масштабное начинается с мелочей, и забывать об этом не стоит. Найти компромисс и понять мотивацию второй половинки можно всегда, но для этого необходимо проявить мудрость, терпение и перестать ставить собственные интересы на первое место.

Когда семья переживает кризисные моменты, взаимопонимание и уважение станут той базой, которая поможет спасти отношения. Поэтому так важно учиться не только слушать, но и слышать друг друга. Частые конфликты - опасный сигнал, это значит, что паре следует больше времени уделить проблемам и попытаться понять, почему так происходит.

Что мешает понять друг друга?

Взаимопонимание между людьми зависит от многих факторов. Создавая семьи, партнеры уверены, что они проживут долго и счастливо, ведь на момент росписи отношения крепкие, а трудности кажутся мелочами жизни. Но со временем ситуация немного меняется, ведь чувства уже не такие яркие, и страсть немного приутихла. Уже нет необходимости проводить каждую секунду рядом и не так страшно обидеть половинку, как раньше. Именно этот период и становится началом кризиса.

Психологи не только говорят о том, как возникает взаимопонимание, но и выделяют основные причины, которые ведут к тому, что пара перестает понимать друг друга:


Когда один из супругов начинает задумываться о том, взаимопонимание - что такое и как вернуть доверие и уважение, - это первый шаг к успеху. Семья - это ежедневный труд, который приносит удовольствие, если люди любят друг друга.

Похожие статьи