Ребенок грызет карандаши и ручки: советы психологов. Почему ребенок грызет ручки, тетради, ногти…? Медицинский аспект проблемы

Причина первая: грызет, чтобы сосредоточиться.

Так делают и многие взрослые, только проявления у них менее заметны: старательные работники чаще лишь посасывают кончик ручки или закусывают нижнюю губу. Наверняка именно эта причина побуждает маленького грызуна точить карандаши зубами, если он в целом является спокойным ребенком, ответственно относится к учебе и отличается хорошей успеваемостью. В школу ходит, может, и не с великим удовольствием, но без страха, а пожевывать карандаш продолжает и дома - при выполнении домашнего задания, например. У таких детей привычка грызть ручки выражена не особенно явно - да, кончики письменных принадлежностей слегка исцарапаны и смяты зубами, но не прокусаны до дыр. Если уберете ручку, ребенок, сосредоточившись, начнет покусывать губы или внутреннюю сторону щек. В том случае, когда привычка все-таки раздражает, стоит просто заменить обычные ручки или карандаши такими, которые неудобно или «неинтересно» кусать - из твердого пластика или металла, с резинками или перышками на конце.

Причина вторая: грызет, потому что нервничает.

Такое происходит, когда посещение учебного заведения является для ребенка сильным стрессом - он волнуется, что не справится с задачей, боится, что его будут ругать, переживает, что не понимает темы занятия. Ручки он прогрызает буквально до дыр. Другие признаки, которые указывают именно на эту причину, - общая возбудимость, проблемы с концентрацией внимания, поведением и успеваемостью. Если при выполнении домашнего задания атмосфера вокруг спокойная и доброжелательная, желания тянуть в рот посторонние предметы у ребенка не возникает, а вот в случае лишения возможности грызть ручку в моменты нервного напряжения привычка трансформируется в обкусывание ногтей или других, еще менее подходящих предметов (пеналов и учебников, например). Если запретить и это, существует большая вероятность развития неврозов и тиков. Поэтому единственный правильный вариант действий в подобном случае - обращение к специалисту - неврологу, детскому психологу или педагогу, предмет которого ребенку непонятен.

Причина третья: грызет, потому что скучает.

С таким же успехом может рисовать на полях тетрадки, считать ворон за окном или ковырять в носу, - нужно же чем-то заниматься, пока Мариванна перечисляет 25 признаков осени. В этом случае ребенок не прекращает грызть что попало и в моменты, не связанные с учебой, - перед телевизором, например. Отучать можно, не опасаясь последствий, главное, делать это мягко - без крика и домашнего насилия. С особо впечатлительными хорошо провести беседу, рассказав, где могла побывать ручка до того, как ребенок засунул ее в рот, описав последствия и продемонстрировав фотографии гельминтов. Более толстокожим стоит намазать кончики ручек и карандашей специальным горьким лаком (его используют и в том случае, если ребенок грызет ногти). Можно приобрести ручку, которую будет жалко грызть, - из красивого пластика или с любимым мультгероем.

Часто ребенок даже не осознает, что тянет что-то в рот. Стоит лишь сконцентрировать его внимание, как он сам избавится от «некрасивой» привычки: привяжите или приклейте на кончик ручки что-то непривычное - кусочек ленточки, вату, бумагу. При попадании в рот они будут оказывать на «грызуна» отрезвляющее воздействие и помогут ему контролировать себя. С этой же целью можно поиграть с ребенком в «бобра»: каждый раз, когда что-то оказывается у него во рту, он должен сказать «я снова грызу». Поначалу детям очень смешно, но когда за 10 минут фраза звучит 50-й раз, ребенок сам понимает, что проблема существует и начинает ее решать. Превращаться в бобра никому не хочется.

Есть и еще один простой совет: следите за питанием школьника, ведь на сытый желудок тянуть что-то в рот желания нет.

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования

Тэги: Дети, Психосоматика, Детский психолог, Детский психотерапевт

Почему ребенок до 4 лет дерется?

Как правило, мамы говорят: «Драться нельзя!» или произносят послания, схожие по смыслу, тем самым запрещая выражать злость и агрессивность, возникшие в ответ на нарушение границ ребенка. А как можно выражать - не учат, что впоследствии может привести к глубокому неврозу, и ребенок не научится воспринимать себя целостно.

Важно научить ребенка выражать конструктивно злость и раздражение, оставаясь в контакте с другим. Например: «Я злюсь на тебя за то, что ты отобрал у меня игрушку. Не делай так». Варианты «побей подушку», «порви лист» и т. п. ненадолго снимают возникшее напряжение, но не учат разрешать конфликтные ситуации.

Можно запретить ребенку драться, тогда его злость перейдет в психосоматику или другое девиантное поведение. Очень важно обращать внимание на тип реагирования ребенка и терпеливо обучать выражать разные чувства , чтобы он, повзрослев и столкнувшись с любым нарушением собственных границ, смог сразу спокойно высказать недовольство, а не продолжать внутри себя незавершенный диалог, срываться на близких («подушку») или формировать у себя болезнь.

Ребенок в возрасте 3,5 лет - отражение отношений между родителями. Если в пространстве муж-жена много злости, раздражения, обиды, вины, то ребенок будет нетерпелив в проявлении собственной агрессии, выражая её за себя и за родителей. В таких случаях очень тяжело, почти невозможно, не меняя отношения родителей друг к другу, научить ребенка конструктивному взаимодействию.

«Почему ребенок грызет ручки, тетради, ногти...?»

Многие родители предлагают приобрести красивые ручки или намазать их горчицей...

Ребенок кусает себя, тетради, ручки... ВМЕСТО того, чтобы укусить другого. В его ближайшем окружении есть значимый человек, оказывающий, пусть неосознанно, чрезмерное давление на ребенка. Противостоять этому давлению ребенок не в состоянии в силу возрастных особенностей и семейных правил.

Испытывая одновременно давление и невозможность проявить раздражение, ребенок начинает обвинять себя вместо того, чтобы выразить свою обиду другому. В психотерапии этот механизм прерывания контакта называется ретрофлексия, то есть резкий поворот чувств на себя. Это может проявляться в грызении ногтей, выдергивании волос, расчесывании кожи, заламывании пальцев и т. п. При этом, оставаясь «приличным» для социума, он себя успокаивает и поддерживает. Грызение карандашей и ручек - самый распространенный способ такой самоподдержки.

Что делать?

Определить, кто является постоянным раздражителем. Осознать уровень оказываемого на ребенка давления и контроля и постараться его снизить. Уже одно это внесет значительные изменения в поведение ребенка. Приучайте себя задавать вопросы: «Что интересного было в твоей жизни сегодня?» вместо «Какие оценки получил?» и «Что ел на обед?».

Разрешить ребенку выражать раздражение и обиду в требовательной форме, приучая его четко высказывать свои потребности.

Таким образом, грызение ручек, карандашей, ногтей - часто игнорируемая, но отнюдь не безобидная проблема, которая требует особого внимания родителей.

Тем, кто захочет больше узнать про отношения матери и ребенка рекомендуем почитать:

  • Винникотт Д. Маленькие дети и их матери.
  • Винникотт Д. Пигля.
  • Винникотт Д. Разговор с родителями.
  • Фурманов И. Детская агрессивность.
  • Кляйн М. О наблюдении за поведением младенцев.
  • Боулби Д. Теория привязанности - особенно .
  • Миллер А. Драма одаренного ребенка.

Каждому возрасту ребенка свойственны определенные вредные привычки. Отлученные от груди и соски малыши, сосут пальцы или грызут ногти, дети младшего школьного возраста грызут, ручки, карандаши, линейки и даже пенал и учебники. О том, что это вредно взрослые хорошо понимают.

Чтобы установить причину появления вредной привычки, надо сначала проанализировать и вспомнить, когда она появилась. Где он грызет карандаши? Только в школе или дома тоже. В основном грызть карандаши и другие предметы школьно обихода дети начинают тогда, когда приходят учиться в школу. Для большинства детей школа – это стресс, смена обстановки и нагрузки. Ребенок нервничает, переживает, а карандаш помогает ему снять нервное напряжение.

Особенно тяжело это переносят дети, которые не ходили в детский сад и готовились к школе в домашних условиях. Кроме школьной нагрузки, они проходят адаптацию в новом коллективе.

Им надо публично отвечать на вопросы учителя, выходить к доске. Дети бояться сказать или сделать что-нибудь не так, особенно, если это вызывает насмешки у одноклассников или замечание учителя. Поэтому они всегда нервничают, когда им надо отвечать или писать контрольную работу, и не заметно для себя начинают грызть карандаши.

Если ребенок грызет карандаши и в школе, и дома, попробуйте оценить его нагрузку. Может ему тяжело или он не справляется с домашними заданиями. А может, не усвоил, какой-нибудь материал и ему сложно делать уроки. Вот он и сидит, думает, как их сделать, грызет карандаш, а голове ни одной толковой мысли. Помогите ему с уроками, объясните упущенную тему, он будет чувствовать себя намного уверенней и забудет про карандаш.

Не стоит кричать на ребенка, если он грызет ручки и карандаши. Так вы только усугубите ситуацию и не поможете ему избавиться от этой вредной привычки. Постарайтесь создать дома спокойную атмосферу, чтобы ребенок мог расслабиться и чувствовать с Вашей стороны поддержку и понимание. Многие родители придумывают разные способы, чтобы отучить ребенка грызть школьные принадлежности.

Например, можно купить ему ручки с красивыми оригинальными наконечниками, а вместо деревянных карандашей использовать металлические с прячущимся грифелем.

Попадая в детские руки, школьные принадлежности порой находят невероятное применение. Детям по некоторым причинам трудно забыть нехитрый младенческий исследовательский прием. Хотя некоторые взрослые тоже грешат неприглядной привычкой. Встает вопрос: как отучить ребенка грызть карандаши и ручки? Какие причины лежат в основе?

Психологический аспект проблемы

Во-первых, мысль, которая сразу приходит в голову взрослому, взглянувшего на грызущего ногти или другие предметы, ребенка, заключается в том, что он не уверен в себе. Он тщетно пытается размышлять или сосредоточиться над:

  • учебным заданием;
  • услышанной, увиденной информацией;
  • сложившейся ситуацией.

По мнению детских психологов, вредная привычка грызть ручки и карандаши только еще больше отвлекает и рассеивает внимание.

Во-вторых, среди других симптомов состояния ребенка психологи называют нервозность. Чаще дети грызут предметы в положении сидя за письменным столом. Школьники, особенно, в период адаптации на первом году учебы, при смене классного коллектива или учителя, испытывают стрессовый дискомфорт. Нюансы жизни в семье также бывают причиной для возбужденного нервного состояния.

В-третьих, отсутствие интереса может быть ответом на вопрос: почему ребенок грызет карандаши? Аналогичную привычку имеют люди, которые во время скучного разговора или лекции рисуют на полях блокнота, чертят геометрические фигуры.

В-четвертых, возможно грызть пишущие предметы ребенок стал при том, что его отучают то же самое делать с ногтями. Он изменил объект воздействия и выбрал менее пагубное, на его взгляд, альтернативное занятие.

Медицинский аспект проблемы

Временами случающееся с ребенком грызение ручек и карандашей может вызываться чувством голода и инстинктивным поведением потянуть что-нибудь в рот, пусть даже не съестное.

Медики констатируют, что:

  • через загрязненные предметы в детский организм попадают микробы и яйца гельминтов, вызывая тяжелые нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;
  • осуществляется нагрузка на формирующиеся зубы ребенка, которая приводит к нарушению целостности зубной эмали, травмированию слизистой оболочки полости рта и десен;
  • в состав материалов, из которых выполнены школьные принадлежности, могут входить экологически опасные химические вещества, попадание в кровь которых является причиной серьезных заболеваний.

Методы борьбы с вредной привычкой

Взрослые должны стараться относиться к проблеме конструктивно, не повышать голоса, не использовать сравнения и эпитеты в разговоре с ребенком. Хвалить и подбадривать за малейшие успехи на пути к победе над собой.

  • Сочинить историю, в которой главный герой грызет ногти и предметы. У ребенка появится возможность посмотреть на себя и свою ненавистную привычку со стороны.
  • Освоить домашнюю игру. При наступлении момента, когда учебная принадлежность оказывается во рту, ребенок должен вслух произнести слова: «Я опять грызу!». Сначала ему забавно будет подмечать за собой. В результате, игра позволит ребенку осознать навязчивость бесконечно повторяющегося действия, не даст привычке утвердиться на всю жизнь.
  • Впечатлительным детям можно рассказать, что от грязи и микробов, которые имеются на кончике колпачка, заводятся гельминты. Рекомендуется не только рассказать, но и показать фотографии, видео, которые легко можно найти в интернете, так как обычные слова, как правило, не действуют.

Следует устранить причины нервозности, проконсультироваться с педиатром по поводу применения гомеопатических успокоительных средств. Можно посетить психолога и воспользоваться эффективными приемами борьбы с неприятной зависимостью, простыми техниками релаксации.

В домашних условиях работают следующие приемы:

  1. Приобрести ручки, которые будет жалко портить или неудобно грызть из-за необычной формы колпачка, например, в виде героя мультфильма.
  2. Отучить ребенка грызть кончик ручки, по совету опытных родителей, помогает наматывание ваты (тряпочки) на него, либо нанесение специального лака против грызения ногтей, который не смывается 3 суток. Возникшие неприятные ощущения во рту вернут сознание школьника к действительности и не предоставят возможность упиваться слабоволием.
  3. Предложить ребенку поменять одну привычку на другую. Вместо вредной — приобрести полезную, например, теребить мочку уха. Там находятся энергетические точки, отвечающие за память и внимание, те виды мышления, столь необходимые в учении.

Анализ причин и применение хитрых методик воспитания поможет взрослым отучить от вредной привычки маленького человека.

Похожие статьи