Почему маленьких детей называют грудными. Когда новорожденный ребенок начинает видеть? Искусственное вскармливание грудного ребенка

Младенчество — один из важнейших периодов развития малыша. С какого возраста начинается и когда заканчивается этот этап у грудничка? Какие основные стадии развития проходит дитя в период младенчества?

Временные рамки

Нижние границы младенчества специалистами считаются и определяются по-разному:

  • Одними врачами считается, что эти возрастные рамки начинаются непосредственно в момент появления дитя на свет и оканчиваются в годик. При этом внутри большого периода в 12 месяцев выделяется «подпериод», когда грудничка называют новорожденным.
  • Другие специалисты выделяют первый месяц жизни в отдельный этап, малыш в эти 4 недели считается новорожденным, а с 5 недели и вплоть до года — младенцем.

Поведение младенца разительно отличается от того, как себя ведет новорожденный. Если последний почти все время проводит во сне, то у грудничка этапы бодрствования все более и более насыщаются активной деятельностью. Именно поэтому, определяя, с какого возраста отсчитывать период младенчества, специалисты приходят к мнению, что правильно будет исходить с точки 4 недель — окончания новорожденности.

Такие возрастные рамки удобно разграничивают период адаптационного бездействия, которым в основном «занят» новорожденный в первые 4 недели, от этапа активного развития и познания дитя, длящегося 11 месяцев.

  1. Начало периода младенчества начинается после того, как новорожденным исполняется месяц, то есть непосредственно завершается этап новорожденности.
  2. Заканчивается период младенчества, когда малышу исполняется годик.
  3. Психологи, неврологи и педиатры делят младенчество на несколько важных этапов. Одни из специалистов разделяют этот период почти поровну, по полугодиям, другие — по кварталам, то есть по 3 месяца.

Грудничок за первый год жизни развивается колоссальными темпами, причем это касается и физиологической, и физической и психологической стороны. В первые полгода происходит словно подготовка крохи к «рекордам»: его органы налаживают свою работу, мышцы постепенно избавляются от гипертонуса, нервная система развивается, а мускулатура наращивается. Незадолго до 6 месяцев малыши начинают активно применять накопленные навыки — учатся переворачиваться, а затем и ползать, без устали общаются со взрослыми и исследуют мир вокруг себя.

Физиологическое развитие

Все родители, отмечая первый день рождения дитя, с интересом просматривают фотографии и видео, накопившиеся за год, и поражаются тому, как сильно изменился малыш и как он подрос за период младенчества.

И действительно, темпы роста у грудничка весьма интенсивные, ежемесячно ребенок подрастает на 3 см в первые полгода и на 2-1 см во втором полугодии. В целом за период младенчества длина тела дитя увеличивается в 1.5 раза.

Двигательное развитие

Грудничок в первые полгода постепенно учится владеть собственным телом и, хоть и медленными темпами, но достигает хороших результатов:

  • в два месяца он может приподнимать грудь, лежа на животике;
  • в трехмесячном возрасте грудничок делает попытки дотянуться до объекта и схватить его;
  • к 5-6 месяцам малыш хватает объекты, притягивает их к себе;
  • грудничок может присаживаться с поддержкой, переворачиваться и пробует ползти.

Двигательное развитие крохи во вторые полгода продолжает проходить активными темпами: освоенные навыки закрепляются, из них вырастают новые физические достижения младенца.

  • После полугода ребенок осваивает ползание, перевороты и может садиться самостоятельно;
  • процесс ползания постепенно трансформируется: «пластунское» передвижение за 2-3 месяца перерастает в быстрый бег на четвереньках;
  • к 9 месяцу малыши могут вставать с поддержкой, а также передвигаться стоя, удерживаясь за бортики кроватки или постель;
  • к 11 месяцам вестибулярный аппарат крохи начинает более-менее нормально функционировать, и теперь ребенок может самостоятельно стоять, ни за что не держась, и даже делает несколько шагов.
  • к годику большинство детей уже могут ходить, хоть и делают это не вполне уверенно.

Описанные двигательные навыки, которыми грудничок должен овладеть, не имеют строгой привязки к срокам: существуют только статистические данные здоровых младенцев, собранные ВОЗ. Каждый малыш развивается по-своему, перепрыгивает этапы ползания или переворотов, поэтому не переживайте, что кроха не освоил что-то до какого-то определенного возраста. Если малыш в целом активен, пробует ходить в 11 месяцев, пропустив передвижение на четвереньках, — такое развитие считается нормой.

Психическое развитие

Помимо овладевания двигательными навыками и колоссальной прибавки роста и веса, период младенчества характеризуется активным познавательным и эмоциональным развитием грудничка.

  1. Постепенно развивается память: ребенок запоминает лица, игрушки и составляет причинно-следственные связи между действиями и их последствиями.
  2. К 4 месяцам у детей начинают ярко проявляться эмоции: удивление, радость, страх.
  3. За период младенчества сильно меняется отношение грудничка к незнакомым: во втором полугодии доброжелательность резко сменяется настороженностью и боязнью.
  4. К полугоду возникает психологический кризис, и ребенок чрезмерно привязывается к матери, не желая ее отпускать ни на шаг.
  5. Общение с близкими также проходит большой путь: от младенческого комплекса оживления к активному общению.
  6. Постепенно малыш осознает, что можно чего-то добиться с помощью взрослых: увидеть что-то высокое вблизи, получить в распоряжение далеко располагающийся предмет, — и всеми способами (жестами и речью) ребенок просит родителей помочь ему.
  7. Речь ребенка развивается на протяжении всего периода младенчества, начиная с гуления и артикуляционных забав в первое полугодие и заканчивая собственным «языком» и десятком узнаваемых простых слов к году.

ГРУДНОЙ РЕБЁНОК - ребенок, нуждающийся полностью или частично в грудном молоке; длительность грудного возраста приблизительно до 1-1,5 лет. Наиболее характерным для грудного ребенка является его быстрый рост и прибавление в весе.

Рост доношенного новорожденного ребенка 48-52 см. К месяцу длина тела увеличивается на 1-3 см, а за первый год на 20-25 см.

Вес ребенка возрастает очень быстро и беспрерывно, если ребенок здоров и имеет правильный уход и питание. Новорожденный весит в среднем 3100-3400 г; мальчик обычно весит больше, чем девочка.

В первые 3-4 дня после рождения ребенок, как правило, несколько теряет в весе, затем начинает быстро восстанавливать вес и к 10-12-му дню уже имеет свой первоначальный вес.

В первые 3 месяца жизни ребенок обычно прибавляет в весе еженедельно 150-200 г, во вторые 3 месяца - 130-150 г.

К 6 месяцам вес ребенка по сравнению с весом при рождении удваивается, к 1 году утраивается, к 2 годам учетверяется. С этой особенностью связана интенсивность обмена веществ у грудного ребенка и большая потребность в пище.

Вес и рост ребенка до 2 лет (по Орлову)

Рост в см

Рост в см

При
рождении

К концу
9-го мес.

К концу
1-го мес.

» » 10-го »

» » 11-го »

» » 12-го »

» 1 г. 3 мес.


Многие органы у грудного ребенка не достигают еще достаточного развития, и поэтому приспособляемость его к условиям внешней среды находится на относительно низкой ступени. Этим объясняется большая заболеваемость и смертность среди детей раннего возраста сравнению с детьми более старшего возраста и рослыми.

В быстро растущем организме грудного ребенка не только увеличивается объем органов, но и изменяется их структура, параллельно развиваются и совершенствуются функции органов.

Кости ребенка первых месяцев жизни состоят частично из хрящевой ткани, которая постепенно превращается в костную. Голова грудного ребенка по сравнению с туловищем велика; длина ее составляет 1/4 длины всего тела (у взрослого она равна 1/8 роста). Между костями черепа можно нащупать места, где нет совсем кости, так называемые роднички, которые окостеневают только после года.

Позвоночник грудного ребенка очень неустойчив и легко подвергается искривлениям (напр., при ношении ребенка постоянно на одной руке).

До 6 месяцев у ребенка нет зубов; к 2 годам он имеет уже 20 молочных зубов. Иногда при прорезывании зубов ребенок капризничает, усиленно сосет пальцы, теряет аппетит. Но при этом не может быть ни жара, ни поноса, ни судорог, ни какого-либо значительного заболевания. Если такое заболевание совпадает с прорезыванием зубов, следует немедленно обратиться к врачу.

Органы пищеварения грудного ребенка. приспособлены лишь к перевариванию грудного женского молока и только постепенно получают способность усваивать другую пищу - молочные смеси, каши и т. п.

Для усиленного обмена веществ и роста тканей организму грудного ребенка требуется значительное количество пищевых веществ (в 2-2,5 раза больше на 1 кг веса, чем взрослому). Таким образом, в связи с незрелостью пищеварительного тракта грудного ребенка, нагрузка на его органы пищеварения чрезвычайно повышена, в особенности это имеет значение при неправильном вскармливании.

При перегрузке пищеварительной системы у грудного ребенка легко развиваются желудочно-кишечные заболевания и нарушения обмена веществ.

В связи с большой потребностью грудного ребенка в кислороде (у грудного ребенка повышен обмен веществ) его органы дыхания несут большую работу - частота дыхания и количество воздуха, пропускаемого через легкие, у грудного ребенка относительно больше, чем у взрослого.

Нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения обусловливают частые заболевания этих органов у грудного ребенка.

Развитие нервной системы, совершенствование ее идет быстро на 1-м году и продолжается всю жизнь.

Органы чувств у грудного ребенка развиты в достаточной мере: с первых часов жизни он различает сладкое и горькое; на громкие звуки грудной ребенок с первых дней отвечает вздрагиванием всего тела; с первого дня жизни реагирует на яркий свет.

В возрасте 1 месяца ребенок фиксирует глазами яркие предметы. К этому времени следует прямо против него (чтобы грудной ребенок не скашивал глаза) повесить яркие игрушки.

Осязание и чувствительность кожи развиты уже к рождению, но на боль грудной ребенок реагирует слабее взрослого.

Обонянием грудной ребенок обладает, по-видимому, с рождения: сильно пахучие вещества вызывают у него беспокойство.

Одной из первых функций мозга являются произвольные (волевые) движения, которых нет у новорожденного ребенка.

На 2-м месяце грудной ребенок начинает поднимать и держать головку. В это же время появляется улыбка; грудной ребенок узнает мать и отличает ее от окружающих.

Самостоятельно сидеть дети начинают с 7-8 месяцев, ползать с 8 месяцев, почти в это же время, держась за кроватку, они поднимаются на ножки.

Около года дети начинают ходить, сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

С 8-9 месяцев грудной ребенок произносит отдельные слоги, при повторении которых складываются простейшие слова.

Вскармливание грудного ребенка материнским молоком является обязательным. Материнское молоко - наиболее подходящая пища, содержащая все необходимые для жизни, роста и правильного развития грудного ребенка вещества (жиры, легко перевариваемые белки, сахар, соли и воду), оно содержит витамины, необходимые для развития ребенка.

Кроме того, через грудное молоко ребенку передаются от матери защитные вещества (антитела) против разных болезней.

При вскармливании грудью (т. е. при так называемом естественном вскармливании) ребенок лучше развивается: меньше болеет, легче переносит всякие заболевания. Грудное молоко лучше всякой другой пищи переваривается грудным ребенком. Молоко, которое ребенок получает непосредственно из груди матери, имеет и соответствующую температуру; в нем нет бактерий.

Хорошее настроение матери, вкусная, разнообразная пища с достаточным количеством жидкости, ежедневные прогулки на свежем воздухе, нормальный сон, нетяжелая работа - все это способствует увеличению у нее количества молока.

Увеличению количества молока способствует также наиболее полное опорожнение груди: чем сильнее сосет ребенок, тем больше у матери прибывает молока. Если у матери мало молока, ребенка все же нельзя отлучать от груди; даже самое незначительное количество грудного молока делает ребенка крепче, жизнеспособнее. Если молока настолько мало, что ребенок голодает и теряет в весе, то врачом на некоторое время назначается прикорм или грудное молоко, получаемое в консультации.

Первый раз прикладывают ребенка к груди матери через 6-12 часов после рождения.

С первых же дней жизни надо приучить ребенка к кормлению по часам, через определенные промежутки времени. Это необходимо и для здоровья ребенка и для здоровья матери. Между кормлениями можно давать ребенку только кипяченую воду без сахара - всякая пища в промежутке между кормлениями вредна ребенку, она может нарушить его аппетит, испортить желудок и привести к потере веса.

Первые 3 месяца ребенка обычно кормят 7 раз в сутки - через 3 часа днем, с ночным промежутком в 6 часов; этот ночной отдых необходим и ребенку и матери.

С 3 до 6 месяцев ребенка кормят 6 раз в сутки - через 3-3½ часа днем; с 6-7 месяцев 5 раз в сутки - через З½ часа днем; с 7 месяцев надо кормить ребенка 4 раза в сутки - через 4 часа днем, с полным ночным отдыхом в 11 -12 часов.

Прежде чем приложить ребенка к груди, необходимо тщательно вымыть руки, обмыть сосок и околососковую область свежей кипяченой водой. Когда мать начнет вставать с постели, кормить рекомендуется сидя на стуле со спинкой, причем под ногу подставляется небольшая скамейка (см. рис.).

Кормить ребенка нужно досыта, на что требуется от 10 до 20 мин. Больше всего молока ребенок высасывает в первые 10 мин. Кормление дольше 15-20 мин. мало дает ребенку, но отнимает у него много сил при сосании.

Во время кормления ребенок должен свободно дышать носом; для этого надо 2 пальцами оттянуть грудь кверху, чтобы во время кормления она не закрывала ребенку нос и не мешала ему дышать. Если у ребенка заложен нос, перед кормлением следует прочистить ему нос фитильком из ваты, смазанным вазелином (см. рис.).

При кормлении необходимо чередовать груди: в одно кормление дать правую грудь, в другое - левую. Обе груди в одно кормление можно давать только после 6-7 месяцев, когда молока становится меньше, или по совету врача, когда у матери мало молока. Если мать не может сама провести какое-то кормление, она должна сцедить молоко в чистую прокипяченную посуду и оставить его в холодном месте. Перед кормлением молоко подогревают температуры парного молока, опуская бутылочку в горячую воду.

С 2 месяцев Г. р. назначают витамин D, с 3 месяцев - рыбий жир, сначала 1/4 ч. л. 1 раз в день постепенно увеличивая дозу до 1 ч. л. 2 раза в день. С 3-4 месяцев рекомендуют давать 1-5 ч. л. сырого сока ягод, фруктов и овощей (начинать с скольких капель).

Прикармливать ребенка надо с 5-6 месяцев, даже если грудного молока достаточно. Время начала прикорма должен указать врач.

С 6 месяцев грудной ребенок уже нуждается в питательных веществах, которых нет в грудном молоке.

Обычно с 5-го месяца дают к манную, рисовую, сухарную, сначала 5%-ную (2 ч. л. на стакан жидкости) на половинном коровьем молоке затем 10%-ную (4 ч. л. на стакан жидкости) и с 7 месяцев - на цельном молоке (150-200 г). В эти же месяцы следует давать кисель (ягодный или фруктовый), сухари, печенье; в 7 месяцев - пюре из овощей (картофель, морковь, цветная капуста), творог, желток яйца; в 10 месяцев рекомендуется бульон с протертыми овощами и с протертым мясом и сухарь.

В это время грудь ребенку можно давать 2-3 раза: одно из кормлений грудью заменяется кофе из злаков на молоке с сухарем или с печеньем или цельным молоком.

Общее количество пищи 500-700 г на 1-м месяце, 800 г на 2-м, 900 г на 3-м, 1 000 г - до конца года.

Отлучать ребенка от груди надо к году. Отлучать следует не сразу, а постепенно, сначала уменьшая количество кормлений грудью в сутки.

Обычно перед отлучением ребенка кормят грудью 2 раза в сутки, после первого и после последнего дневного прикорма.

Отлучая ребенка от груди, грудное кормление заменяют коровьим молоком с добавлением 5% сахара (2 ч. л. на стакан молока) или кефиром.

Летом нельзя отлучать ребенка от груди, даже если ему исполнился год, т.к. летняя жара особенно опасна для детей, которых не кормят грудью. Грудное молоко - лучшее предохраняющее средство и лекарство от поносов.

В том случае, когда у матери молока мало и нет возможности получить его от другой женщины приходится переводить ребенка на смешанное вскармливание раньше указанного срока. Такой ранний прикорм или, точнее, докорм до 4-х месячного возраста состоит из коровьего или козьего молока, разведенного наполовину отваром крупы (рисовой, овсяной) с добавкой 5% сахара.

Если по тем или иным причинам мать не может кормить ребенка грудью и нельзя достать хотя бы небольшое количество женского молока, ребенка целиком вскармливают коровьим молоком (козьим, кобыльим, ослиным). Такое вскармливание называется, искусственным вскармливанием. Совсем без молока вскормить ребенка невозможно.

В уходе за грудным ребенком основное - абсолютная чистота во всем, что так или иначе касается грудного ребенка.

Одним из важнейших условий для сохранения здоровья ребенка является чистота пищи и посуды ребенка. Грудной ребенок должен иметь отдельную посуду отдельное полотенце для нее. Посуду ребенка нужно тщательно мыть горячей водой, а перед употреблением чистую посуду еще раз ополоснуть кипятком. Никто, даже мать, не должен пробовать пищу ребенка его ложечкой. Пища ребенка должна быть защищена пыли и особенно от мух.

Не следует применять соски-пустышки, которые быстро грязнятся и ими легко внести инфекцию. Кроме того, сосание для ребенка - работа, отнимающая много сил. В тех же случаях, когда соски все-таки применяют, их нужно тщательно мыть, кипятить и держать в закрытой посуде.

Слизистая оболочка полости рта ребенка очень нежна и ранима, поэтому ни в коем случае ничем нельзя протирать ее, во избежание внесения инфекции.

В комнате, где живет грудной ребенок, не должно быть лишних вещей. Чистота и свежий воздух - основные условия для развития здорового ребенка. Лучшая комната в квартире, лучший уголок в комнате должны быть предоставлены ребенку. В комнате должно быть достаточно воздуха и света. Пол и мебель надо протирать влажной тряпкой. Лучше всего на время уборки комнаты отправлять ребенка гулять. Пока ребенок гуляет, надо хорошо проветрить комнату.

Зимой следует проветривать комнату не реже 2 раз в день: утром и вечером. Летом окна целый день должны быть открыты настежь. Если условия позволяют, ребенок должен и спать при открытых окнах. Наилучшая для грудного ребенка температура в комнате от 18° до 20°. Дети, живущие в жарко натопленной комнате, легко простужаются, скорее зябнут на воздухе. В комнате, где находится ребенок, нельзя курить.

Ребенок должен иметь отдельную кровать; в отдельной кровати сон ребенка спокойнее, здоровее. Постель ребенка надо держать в чистоте, ежедневно проветривать на воздухе (на балконе) или хотя бы в комнате при открытом окне или форточке. Кровать ребенка должна быть с сеткой. Можно устроить ребенку постель и в чистой плетеной корзине или в детской коляске. Надо только, чтобы она не качалась.

Матрац для маленького ребенка надо тщательно мыть и проветривать. Очень хороши матрацы из морской травы, конского волоса и в особенности из нежных древесных стружек, применяемых для упаковки фруктов; их нельзя набивать пухом и пером.

Подушка грудного ребенка не нужна, а большая подушка даже вредна ему. Надо помнить, что грудной ребенок спит значительную часть суток, и поэтому необходимо создать ему наиболее здоровые условия для сна.

Нельзя ставить кровать в каком-нибудь углу, где мало воздуха, за занавеской или ширмами; нельзя ставить кровать у печки, ребенок привыкает к чрезмерному теплу и быстро простуживается. Нельзя ставить кровать ребенка и у выходной двери.

Нельзя укачивать ребенка ни на руках, ни в кровати, ни в коляске, укачивание одурманивает грудного ребенка, и сон его становится тяжелым. Здоровый ребенок хорошо засыпает и без укачивания. Даже если грудной ребенок уже привык к укачиванию, его можно в течение 5-6 дней приучить спать без укачивания.

Не следует свивать ребенка. Свивальник сдавливает грудь ребенка, что препятствует ее правильному развитию, мешает ребенку свободно двигать ручками и ножками.

У каждого новорожденного ребенка замечается некоторая естественная кривизна ножек, при свободных движениях эта кривизна скорее исчезает.

Кожа ребенка от свивания легко подвергается опрелости. Сухая кожа, легко заболевающая при свивании и при кутании ребенка, под влиянием воздуха становится мягче, крепче, чище. Если ребенок лежит без свивальника, воздух легко проникает через пеленки к его коже.

Грудного ребенка, особенно в первые месяцы жизни, надо всячески беречь от инфекции. Необходимо обращать внимание на чистоту одежды не только ребенка, но и тех, кто за ним ухаживает. Подходить к ребенку следует всегда с чистыми руками (предварительно вымытыми с мылом и щеткой).

Кожа грудного ребенка ввиду ее нежности и легкой повреждаемости требует очень тщательного ухода.

Утром и вечером производится обязательный туалет, состоящий в умывании лица и шеи кипяченой водой. Необходимо следить за чистотой ручек грудного ребенка. Ребенок сует ручки в рот, сосет их; грязными ногтями ребенок царапает свое тело, вносит заразу в кожу. Ручки ребенка моются отдельно с мылом.

Ногти обрезаются ножницами по мере отрастания.

Ушные раковины протираются ватой или марлей, смоченными водой; слуховой проход - ватным фитильком с вазелиновым или растительным прокипяченным маслом. Для очистки ушей ни в коем случае нельзя употреблять палочек, спичек, шпилек и т. п.

При малейшей течи из уха надо обратиться к врачу.

Ежедневно грудного ребенка купают в ванне или корыте, специально для этого предназначенном. Купание прекращают, только если ребенок болен.

В первые 5-7 дней жизни ребенка (до отпадения пуповины) общей ванны ребенку не делают, а только обмывают его ежедневно теплой кипяченой водой с мылом. До заживления пупочной ранки грудного ребенка надо купать в кипяченой воде.

Перед купанием и после него ванночку надо тщательно вымыть щеткой с мылом и сполоснуть горячей водой.

В ванночке нельзя стирать белье, даже пеленки ребенка.

В чисто вымытую кипятком ванну наливают воду 36-37°C (измерять температуру воды надо градусником, а не на ощупь). На дно ванны кладется сложенная в несколько раз пеленка.

Мыло, которым моют ребенка, должно быть мягким, жирным, не раздражающим его кожу (лучше всего «Детское»).

Для купания и обмывания ребенка следует пользоваться куском гигроскопической ваты, мягкой тряпочкой или рукавичкой, а не губкой, которая легко грязнится и плохо очищается. Мыть с мылом достаточно 1 раз в 2-3 дня.

Личико грудного ребенка моют из отдельной чашки кипяченой водой.

Головку надо тщательно промывать, не оставляя на ней корок; если они не смываются теплой водой, надо посоветоваться с врачом, как их удалить.

При купании надо следить, чтобы вода не попала в уши ребенка.

Ванна не должна утомлять ребенка: ребенка до 6 месяцев можно держать в ванне 5 мин., детей постарше - не более 10 мин.

Вынув грудного ребенка из ванны и повернув лицом вниз, обливают его из кувшина чистой водой (температура на 1°С ниже, чем температура воды в ванне), накидывают пеленку и, положив грудного ребенка на стол или кровать, осторожно обсушивают его кожу, растирая рукой по пеленке.

После этого складки в пахах, подмышками, за ушками смазывают маслом вазелиновым или прокипяченным подсолнечным или припудривают тальком или другой детской присыпкой (см. рис.).

Зимой лучше всего купать ребенка вечером перед сном; летом можно купать в любое время дня. И летом и зимой ванну надо делать перед едой или не раньше, чем через 2 часа после еды. Больше 1 раза в день купать ребенка не рекомендуется.

Подмывать ребенка надо теплой водой с мылом каждый раз, как он марается, а затем присыпать тальком.

Глаза грудного ребенка нужно ежедневно промывать отдельной для каждого глаза ваткой, смоченной чистой кипяченой водой или раствором борной кислоты. Промывать глаза надо от наружного угла глаза к внутреннему, т. е. от виска к носу.

Нос прочищают ватными фитильками, смоченными маслом, для удаления корок. При дыхании носом лучше развивается грудная клетка и легкие; когда ребенок дышит носом, он лучше ест, лучше спит и меньше подвержен заболеваниям.

Перед прогулкой обязательно нужно прочистить нос.

Если у ребенка насморк, необходимо посоветоваться с врачом, т. к. даже легкий насморк может нарушить правильное сосание. При появлении насморка надо сразу измерить ребенку температуру.

Измерение температуры грудного ребенка лучше проводить в заднем проходе, чем подмышкой (температура в нем на несколько десятых выше), для чего кончик термометра смазывают вазелином, ребенка кладут на бочок, левой рукой придерживают его ножки, а правой осторожно вводят термометр в задний проход.

Когда ртутный столбик перестает повышаться (минуты через 3), термометр вынимают.

Если у ребенка нет жара, при насморке не следует прекращать купания и прогулки.

Стирать белье грудного ребенка нужно отдельно от белья взрослых. Ни в коем случае нельзя подсушивать загрязненные пеленки.

Высушенная пеленка остается грязной, пахнет мочой. Подмоченные пеленки надо вымыть с мылом и прокипятить, а потом (сухие) прогладить с обеих сторон горячим утюгом. В крайнем случае пеленки можно прополоскать в воде.

Одежда ребенка должна быть легкой и достаточно теплой, не должна стеснять его движений. Она не должна препятствовать испарению пота и других выделений кожи.

Одежда до 5 месяцев: распашонка, запахивающаяся сзади, кофточка из более плотной ткани (или вязаная), завязываемая спереди.

Завертывать в клеенку ребенка не следует.

Пеленкой, сложенной углом, завертывают нижнюю половину туловища, протягивают ее нижний угол между ног, завертывают ребенка с ножками в тонкую пеленку вплоть до подмышек, а затем в более толстую, бязевую или байковую, подгибая нижнюю часть пеленки в виде конвертика.

Если недостаточно тепло в комнате, можно прикрыть ребенка байковым одеялом.

Руки ребенка остаются свободными (см. рис.).

С 3 месяцев вместо завертывания в пеленки на грудного ребенка надевают штанишки (ползунки),которые удобны для движений ребенка и хорошо защищают его от охлаждения.

Одевать ребенка надо по погоде. Для ребенка особенно опасно перегревание, т. к. при этом он легко простужается и часто страдает поносами.

Поэтому особенно вредно кутать ребенка летом, он и без того слабеет от жары. Летом грудного ребенка одевают в легкую распашонку и пеленочку.

Не нужно приучать ребенка к чепцу или косынке; лучше, если он спит с непокрытой головкой.

С первых дней жизни надо приучать ребенка к свежему воздуху. Чистый прохладный воздух закаляет организм ребенка, возбуждает аппетит, укрепляет кожу и легкие ребенка и предохраняет его от разных заболеваний.

Приступать к закаливанию грудного ребенка надо осторожно, т. к. кожа его недостаточно регулирует тепло.

Необходимо пользоваться каждой переменой пеленки, чтобы приучить ребенка к воздушной ванне.

Надо менять пеленки (ни в коем случае не согревать их) не спеша, чтобы ребенок минуты 2 пролежал голеньким, - это и будет постепенным переходом к настоящей воздушной ванне, т. е. пребыванию ребенка голым на воздухе.

Воздушная ванна при правильном ее применении очень полезна и совершенно безопасна для ребенка. В холодное время года воздушную ванну нужно делать в комнате, а в теплое - на дворе, в саду, поле, лесу по 2-3 раза в день. Начиная с 1-2 мин., постепенно продолжительность воздушной ванны увеличивают до получаса в день, но нельзя допускать, чтобы ребенок озяб и начал икать.

Гулять грудного ребенка нужно выносить ежедневно по 2-3 раза в день по 1½ часа, а летом - по возможности на целый день.

Без прогулок грудной ребенок бледнеет, становится капризным, плохо ест.

Новорожденного в первый раз выносят летом сейчас же по возвращении из родильного дома; зимой выносят через 2 недели после рождения, если температура не ниже 10°С мороза и лишь на несколько минут, при этом лицо ребенка оставляют открытым или покрывают легкой кисеей или марлей в один слой.

Первая прогулка разрешается лишь тогда, когда нет резкого ветра, продолжительность ее 2-3 м нуты. Изо дня в день продолжительность прогулки увеличивается в зависимости от погоды. Месячный ребенок может находиться на воздухе зимой 35-40 мин. в день. Когда он привыкнет к таким прогулкам, можно время прогулки увеличивать ежедневно на 5-10 мин. и гулять с ребенком 2-3 раза в день.

После 3 месяцев ребенка зимой хорошо держать на воздухе не менее 4 часов в день. При сильном морозе или резком ветре следует уменьшить продолжительность каждой прогулки, но чаще выносить ребенка на воздух. Грудной ребенок должен бывать на воздухе ежедневно, во всякое время года, при всякой погоде, кроме сильной метели и дождя.

Обычно во время прогулки зимой дети спят. В зимнее время ребенка надо одевать так, чтобы он возвращался с прогулки теплым, но не потным. Очень удобен для грудного ребенка спальный мешок.

Воспитание грудного ребенка должно начинаться с рождения. В первые месяцы воспитательные приемы неотделимы от ухода за ребенком, но в то время они воспитывают в ребенке определенны навыки, приучают его к правильному режиму; определенному времени для кормления, сна, прогулки, бодрствования.

Ребенок приучается к порядку и спокойно лежит в перерывах между кормлениями. Он сам развлекается, забавляется своими ножками, разглядывает и изучает свои ручки, знакомится с игрушками.

Ночной перерыв в еде приучает грудного ребенка спокойно спать, а матери дает возможность отдохнуть.

Грудной ребенок нуждается в ласке, в том, чтобы иногда поносили на руках. Но не следует приучать ребенка быть на руках весь день, в противном случае не будет покоя ни матери, ни самому ребенку.

Мать и близкие должны разговаривать с грудным ребенком, приучая его к звукам, играть с ним. В возрасте около 1½ месяцев надо показывать ему игрушки, он начинает их хватать.

Здоровый ребенок должен засыпать сам в любой обстановке.

Когда положили ребенка спать, не нужно в это время ни затемнять комнаты, ни добиваться абсолютной тишины, но не нужен и лишний шум.

Как мать, так и другие взрослые должны спокойно и ласково обращаться с грудным ребенком, не дела ему неприятное.

Нельзя кричать на ребенка, шлепать его или бить.

Часто ребенок не понимает, что от него хотят. Если ребенок плачет, надо выяснить причину этого. Спокойствие грудного ребенка во многом зависит от спокойного отношения к нему окружающих.

С 4-5 месяцев надо приучать ребенка просится «на горшок». Постараться вовремя - обычно до и после кормления, перед сном и после сна - подержать ребенка над горшком, похвалить, приласкать его, когда он помочится.

Очень важно всячески развивать двигательные способности ребенка, но при этом надо соблюдя некоторую осторожность.

Если посадить ребенка раньше времени, когда его тельце еще не окрепло, он, хотя и обложенный подушками, будет сидеть сгорбившись, ссутулившись - в результате может искривиться позвоночник.

Если преждевременно начать учить ребенка ходить, то это может повлечь искривление ножек.

С 2½ - 3 месяцев надо класть ребенка на живот. Положение на животе укрепляет мышцы шеи, спинку, ножки. Класть ребенка на живот надо на чем-либо жестком и нельзя оставлять его в это время без присмотра.

Когда грудной ребенок начинает ползать, надо поощрять ползание ребенка, разложив игрушки и предоставив возможность ребенку дотянуться до них, поползать (см. рис.).

Игрушки ребенку нужны: правильно подобранная игрушка способствует правильному развитию ребенка. У ребенка не должно быть сразу много игрушек, ему нужно дать возможность сосредоточься на одной игрушке, разглядеть ее, изучить. Большое количество игрушек утомляет ребенка.

Игрушка не должна быть очень тяжелой, чтобы ребенок мог легко и свободно играть ею; не следует давать ему очень мелких вещей, которые он мог бы проглотить и подавиться.

Игрушки не должны иметь острых углов, чтобы ребенок не порезался.

Большое удовольствие доставляют ребенку цветные яркие игрушки, они должны быть покрыты прочной несмывающейся краской, т.к. игрушку ребенок берет в рот.

Лучше всего для ребенка игрушки из резины целлулоида, дерева и кости, которые можно мыть теплой водой с мылом.

Не следует давать ребенку игрушку, упавшую на пол, не вымыв ее.

Игрушки из папье-маше, а также игрушки, покрытые волосами, шерстью (зайцы, мохнатые «мишки» и т. п.) грудному ребенку давать запрещается.

Охрана здоровья грудного ребенка и его воспитание обеспечиваются в широчайшей сетью различных лечебных и профилактических учреждений, помогающих матерям выращивать и воспитывать здоровое молодое поколение.

Грудной ребёнок

ребёнок до конца первого года жизни. С момента рождения и перерезки пупочного канатика у ребёнка прекращается непосредственная связь с организмом матери, и он вступает в свой первый период жизни - период новорождённости (см. Новорождённый ребёнок). Со 2-го мес начинается второй период жизни - период грудного возраста, продолжающийся до конца первого года. В этот период происходит усиленное развитие функциональных способностей всех органов и систем организма ребёнка. Наиболее характерной особенностью грудного возраста является увеличение роста и нарастание массы тела Г. р.

Длина тела доношенного новорождённого в среднем равна 50 см . Мальчики обычно несколько крупнее девочек. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 25 см . Наиболее энергично увеличение роста идёт в первую четверть года, когда ежемесячная прибавка его равняется 3 см . Во вторую четверть года рост увеличивается на 2-2,5 см в месяц, в третью - на 2 см и в четвёртую -на 1,5 см . Законы увеличения массы тела те же, что и роста: чем моложе ребёнок, тем интенсивнее идёт прибавка его массы. В течение 1-го мес жизни масса ребёнка увеличивается на 600-700 г , на 2-м мес - на 800-1000 г . Для 1-го полугодия средняя месячная прибавка массы - 600 г , для 2-го - 500 г . К 5-6 мес Г. р. удваивает свою первоначальную массу, к году утраивает.

Органы пищеварения Г. р. приспособлены к перевариванию женского молока (См. Молоко) и только постепенно получают способность усваивать другую пищу. Для усиленного обмена веществ и роста тканей организму Г. р. требуется в 2-2,5 раза больше пищи на 1 кг массы тела, чем взрослому. Нагрузка на органы пищеварения повышенная и, вследствие незрелости пищеварительного тракта, особенно при неправильном вскармливании (См. Вскармливание), вызывает желудочно-кишечные расстройства и нарушения обмена веществ. Количество слюны увеличивается к 3,5-4-6 мес жизни. Ёмкость желудка у новорождённого в среднем 30-35 мл , за каждый месяц возрастает на 20-25 мл , к 3 мес достигает 100 мл , а к году - 250-350 мл .

Испражнения здорового Г. р. золотисто-жёлтого цвета (на воздухе зеленеют). При искусственном вскармливании стул более светлого цвета, иногда с серовато-глинистым оттенком, может иметь гнилостный запах. В первые недели жизни опорожнение кишечника происходит 4-5 раз в сутки, позже - 2-3 раза, к концу 1-го года - 1-2 раза (при искусственном вскармливании - реже). Нечастые срыгивания небольшими порциями молока свойственны всем детям. Обильные срыгивания после каждого кормления обычно бывают при заглатывании ребёнком во время сосания большого количества воздуха. В таких случаях достаточно бывает после кормления придать ребёнку на несколько минут вертикальное положение и подождать, пока выйдет воздух (отрыжка). Рвота бывает при переедании; рвота, возникающая через час после кормления, указывает на заболевание Г. р. Зелёные испражнения с мелкими белыми комочками также могут быть при переедании, а наличие других признаков (частый стул, водянистые испражнения с примесью слизи и крови, падение веса, рвота, вздутие живота, повышение температуры тела) свидетельствует о болезни. Первые, молочные, зубы появляются у большинства здоровых детей на 6-8-м мес жизни. К году у ребёнка должно быть 8 зубов. Прорезывание зубов , как правило, никаких заболеваний не вызывает.

Органы дыхания Г. р. несут повышенную нагрузку, т. к. потребность в кислороде у Г. р. больше, чем у взрослого, вследствие интенсивного обмена веществ. Число дыханий в 1 мин у ребёнка в возрасте от 2 недель до 6 мес - 40-45, от 6 до 7 мес - 35-40 и от 7 до 12 мес - 30-35 (у взрослого - 16-20), поэтому и количество воздуха, пропускаемого через лёгкие (газообмен), относительно больше, чем у взрослого. На одно дыхательное движение у новорождённых в среднем приходится 2,5-3 пульсовых удара, а к концу года - 3-4 удара. температура тела у детей 1-го года жизни на 0,3-0,4 °С выше, чем у взрослых.

Для Г. р. характерны пониженная возбудимость и лёгкая утомляемость коры головного мозга. Чувство вкуса развито уже у новорождённого; на 3-м мес здоровый Г. р. довольно тонко дифференцирует основные вкусовые раздражители. Чёткая дифференцировка запахов развивается к 4-му мес жизни. Кожная чувствительность у Г. р. выражена хорошо.

Окружность головы, равная у новорождённого 34-36 см , особенно интенсивно увеличивается в течение первых месяцев жизни; к концу года она достигает в среднем 46 см . На черепе прощупываются места, где есть т. н. Роднички . Большой родничок закрывается (зарастает) к концу 1-го года жизни. Окружность груди у мальчиков, как правило, больше, чем у девочек. У новорождённого окружность груди на 2-4 см меньше окружности головы, а к концу года уже превышает её, равняясь в среднем 51 см . Позвоночник Г. р. очень неустойчив и при раннем переводе ребёнка в вертикальное положение, усаживаний, при ношении ребёнка на одной руке легко подвергается искривлению (см. Искривление позвоночника).

Нормально развивающийся здоровый Г. р. на 2-м мес начинает держать голову. Лёжа на животе, приподнимает грудь, поворачивает голову на звук. В ответ на разговор с ним улыбается. К 3 мес объём движений увеличивается. Г. р. улавливает направление звука; хорошо держит голову; переворачивается со спины на бок; тянет предметы в рот. В 4 мес берёт и удерживает предметы, поворачивается со спины на живот, лёжа на животе, поднимается на руках, опираясь на ладони. В 6 мес может сидеть без посторонней поддержки, переворачивается с живота на спину, пытается ползать, произносит отдельные слоги: «ба», «ма» и т. д. В 7 мес встаёт на колени, цепляясь за сетку кровати; ползает. К 9-10 мес стоит без опоры, ходит с поддержкой, к году обычно ребёнок ходит без неё. С 10 мес начинает произносить простые слова: «мама», «баба», «дай» и т. д. К году запас слов составляет 8-12. Ласковый разговор взрослого с ребёнком стимулирует развитие его речи.

Рост и развитие Г. р. идут нормально только при правильно организованных вскармливании, уходе и правильном воспитании. С 1,5 до 3 мес Г. р. следует кормить через 3,5 ч, а после 3 мес - через 4 ч . До 3 мес ребёнок съедает пищу, по количеству составляющую 1 / 2 массы его тела; в возрасте от 3 до 6 мес количество принимаемой пищи составляет 1 / 6 , а после 7 мес - 1 / 7 массы тела Г. р. С месячного возраста ребёнок должен получать натуральные соки (начинают с нескольких капель, доводят до 1 чайной ложки 3 раза в день к 3 мес и 50 г в сутки к 5 мес ). С 4 мес перед кормлением дают сырое протёртое яблоко (начиная с 1 / 2 чайной ложки, постепенно увеличивают до 2 чайных ложек). С 4,5 мес Г. р. может получать 1 / 4 , а позднее 1 / 2 варёного протёртого яичного желтка в день. С 5 мес вводят прикорм (овощное пюре, каша). В 7 мес в рацион вводят суп (оставляют 3 грудных кормления). В 8 мес дают протёртое мясо (2 грудных кормления). От груди отлучать здорового ребёнка целесообразно к 11-12 мес (но не в летнее время).

Уход за Г. р. строится на самом строгом соблюдении чистоты во всём, что соприкасается с Г. р. (руки и одежда ухаживающих, бельё, одежда, игрушки, посуда Г. р. и др.). Уборка комнаты, где живёт Г. р., должна проводиться влажным способом. У каждого ребёнка должна быть своя кровать. Оптимальная температура воздуха для пребывания ребёнка 20-22°C. Лицо и руки ребёнка необходимо мыть каждое утро кипячёной водой. Глаза промывают кипячёной водой или раствором борной кислоты (1 чайная ложка борной кислоты на стакан тёплой воды) от наружного угла глаза к носу. Нос прочищают ватным жгутиком, смоченным вазелиновым маслом или кипячёной водой. Ушные раковины по мере надобности также прочищают ватным жгутиком. Руки моют отдельно. Ногти на руках и ногах стригут по мере отрастания (ножницами с тупыми концами). Г. р. следует купать ежедневно (температура воды 37-36,5°C). Купать ребёнка лучше всего в 8-9 ч вечера. С целью предупреждения опрелостей складки кожи смазывают маслом (вазелиновым, растительным, обязательно прокипяченным) или припудривают детской присыпкой. После каждого испражнения ребёнка подмывают тёплой водой. Если у него спутываются на затылке волосы, их обрезают ножницами. При появлении на головке ребёнка белых сухих плёночек (или корочек) кожу головы смазывают прокипяченным растительным маслом. Во время купания эти корочки отходят сами.

В первые месяцы жизни одежда Г. р. состоит из распашонки, кофточки и пелёнок. При ежедневной стирке для Г. р. нужно 10 распашонок, 6 кофточек, 24 подгузника, 24 тонкие пелёнки и 12 бумазейных (фланелевых). Вредно туго пеленать, а тем более свивать Г. р. Тугое пеленание мешает правильному развитию грудной клетки Г. р., достаточной вентиляции лёгких, развитию мускулатуры. Кожа при тугом пеленании легко подвергается опрелости (См. Опрелость), гнойничковым заболеваниям. Не следует заворачивать Г. р. в клеёнку.

Для детей от 2 до 9 мес рекомендуется такой распорядок: сон, еда, бодрствование (игра), а затем снова сон доследующего кормления. Длительность промежутков между сном увеличивают постепенно: 3-месячный ребёнок может бодрствовать, не утомляясь, 1-1,5 ч , 9-10-месячный -2,5 ч , от 1 года до 1,5 лет - 3-4 ч . В часы бодрствования с 2-месячного возраста Г. р. надевают штаны-пелёнки (ползунки).

Необходимо своевременно вырабатывать у Г. р. навыки самостоятельности и опрятности. К 5 мес надо развивать умение держать бутылочку, к 9-10 мес снимать губами пищу с ложки и пить из чашки. С 5-6 мес Г. р. следует высаживать.

Прогулка входит в режим Г. р. независимо от его возраста. Одежда Г. р. должна соответствовать погоде, чтобы избежать охлаждения или перегревания. Первый раз Г. р. выносят на прогулку в холодное время года в возрасте 3-4 нед при температуре воздуха не ниже -5°С. В первые дни продолжительность прогулки 10 мин , в течение недели её доводят до 45 мин - 1 ч . 2-3-месячных детей выносят на улицу зимой при температуре не ниже -10°С. В холодные дни прогулку лучше проводить 2 раза в день по 30 мин . С 3-6-месячным Г. р. можно гулять при температуре -12°С, а к концу года при -15°С. Зимой проводят 2 прогулки общей продолжительностью от 1 до 2-3 ч . Для детей, привыкших спать летом на улице, нужно сохранить этот режим и зимой.

Нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения обусловливают частые заболевания этих органов. У Г. р. может выявиться необычная реакция организма на молоко матери, коровье молоко, сок цитрусовых растений, клубники, желток и т. д. - Диатез экссудативно-катаральный . У этих детей с 2-5 мес на щеках появляются краснота и сухость кожи, сопровождающиеся зудом, иногда шелушением; корочки на волосистой части головы; может наблюдаться «географический язык» (чередование на нём гладких и шероховатых участков, полос); различные сыпи.

У Г. р. (особенно в зимнее время) в возрасте 2-3 мес может развиться Рахит . Профилактику рахита витамином D начинают с 2-недельного возраста.

Дети первых 2-3 мес жизни невосприимчивы к инфекционным заболеваниям вследствие перехода антител во внутриутробном периоде развития из организма матери (иммунитет). Через несколько месяцев этот иммунитет пропадает. Для предупреждения инфекционных заболеваний Г. р. проводят профилактические прививки: в родильном доме - против туберкулёза (внутрикожное введение вакцины БЦЖ), в возрасте 2 мес - вакцинация против полиомиелита, вакцину КДС (коклюшно-дифтерийно-столбнячную) вводят в 5 мес , а затем в 6 и 7 мес , прививку против оспы делают на 10-12-м мес . Особую опасность для Г. р. представляют грипп и др. острые респираторные инфекции, которые в этом возрасте часто осложняются воспалением лёгких.

Повышению устойчивости организма Г. р. к вредным влияниям внешней среды способствуют правильное физическое воспитание и закаливание организма. С конца 1-го месяца ребёнка необходимо класть на живот на твёрдую поверхность, делать массаж, а с 2 мес - гимнастику; с 2-3 мес можно приступать к воздушным ваннам (см. Аэротерапия), которые сочетают с гимнастикой. Продолжительность воздушной ванны 2-3 мин в начале, постепенно увеличивается до 30 мин для годовалых детей. С 6-месячного возраста можно рекомендовать обтирания тёплой водой 36-35°C влажной рукавичкой из фланели или махровой ткани. Через каждые 5-7 дней температуру воды снижают на 1°С. Для годовалых детей она может быть 30°C. Обтирание проводят в течение 2-3-4 мин . После обтирания ребёнка насухо вытирают до лёгкого покраснения кожи.

Лит.: Левиант С. М., Физическое развитие детей первых трёх лет жизни, Л., 1963: Люблинская А. А., Очерки психического развития ребёнка, 2 изд., М., 1965: Развитие и воспитание ребёнка от рождения до трёх лет, под ред. Н. М. Щелованова, М., 1965; Архангельский Б. А., Сперанский Г. Н., Мать и дитя, Школа молодой матери, М., 1956; Спок Б., Ребёнок и уход за ним, пер. с англ., 2 изд., М., 1971.

Е. Ч. Новикова.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

    Ребёнок с момента рождения и до конца первого года жизни (первые 4 нед. жизни новорождённый ребёнок). Характерны быстрое увеличение роста и нарастание массы тела; относительно функциональная неполноценность нек рых систем … Естествознание. Энциклопедический словарь

    Грудной ребёнок - Рис. 1. Схематическое изображение проекций большого и малого родничков. Рис. 1. Схематическое изображение проекций большого (а) и малого (б) родничков. Грудной ребёнок ребенок в возрасте до одного года. В первые 4 нед. жизни его называют… … Первая медицинская помощь - популярная энциклопедия

    Ребёнок с момента рождения и до конца первого года жизни (первые 4 недели жизни новорождённый ребенок). Характерны быстрое увеличение роста и нарастание массы тела; относительно функциональная неполноценность некоторых систем. * * * ГРУДНОЙ… … Энциклопедический словарь

    Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) кого? ребёнка, кому? ребёнку, (вижу) кого? ребёнка, кем? ребёнком, о ком? о ребёнке; мн. кто? дети, (нет) кого? детей, кому? детям, (вижу) кого? детей, кем? детьми, о ком? о детях 1. Ребёнком… … Толковый словарь Дмитриева

    РЕБЁНОК, ребёнка, в знач. мн. употр. ребята, ребят, и дети, детей, муж. 1. (мн. ребята и дети). Мальчик или девочка в раннем детском возрасте. «Отведает свежего хлебца ребенок и в поле бежит за отцом.» Некрасов. «Помилуйте, мы с вами не ребята!»… … Толковый словарь Ушакова

    ребёнок - нка; мн. ребя/та, бя/т см. тж. ребёночек, ребятишки, ребятки, ребяческий, ребячий а) (также в зн. мн … Словарь многих выражений

    РЕБЁНОК, нка, в знач. мн. употр. дети, ей и (разг.) ребята, ят, муж. Мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества. Грудной р. Р. дошкольного возраста. В семье двое детей. Как маленький р. кто н. (неопытен или наивен, доверчив). Он уже не… … Толковый словарь Ожегова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ребёнок (значения). Запрос «дети» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?

В этой статье:

Первый год жизни ребенка называют грудным возрастом. Это связано с тем, что на протяжении данного времени ребенок обычно находится на грудном вскармливании. Кроме того, первый год – время стремительного роста и физического развития малыша. Только за первые шесть месяцев кроха удваивает свой вес, а за год увеличивается в полтора раза!

Именно поэтому развитие грудного ребенка требует предельного внимания со стороны родителей и специалистов. И если последние досконально знакомы с нормами и отклонениями в развитии, то первые чаще имеют мало информации по данному вопросу. Попробуем это исправить. Каждой маме следует знать, как должен развиваться ее ребенок!

Физическое развитие грудничка

Грудной младенец имеет особенно интенсивный обмен веществ. Данная активность способствует высокому темпу физического развития малыша. Это притом, что у грудничков сформировались еще не все системы, принимающие участие в обмене веществ. К ним относятся нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная и пищеварительная системы.

В связи с этим маленькие дети нуждаются в
оптимальном уходе, учитывающем их физиологические возможности. Новорожденные плохо защищены от инфекций, так как у них еще не выработался иммунитет к инфекционным заболеваниям. Необходимо оберегать детей грудного возраста от контактов с больными и регулярно делать им профилактические прививки.

За год ребенок не только увеличивается в росте и весе, но и начинает говорить, ходить, обзаводится зубами, переходит на новую пищу. Все это отражается на психике малыша. Чтобы все процессы прошли беспроблемно, необходимо правильно организовать внешнюю среду, взаимоотношения с близкими людьми, а также уход.

Улучшить обмен
веществ может калорийное питание. Однако пищеварительная система грудничка не отличается зрелостью, а ферментный аппарат – активностью, что еще раз подтверждает необходимость кормления грудью.

Пищеварительный аппарат вследствие своего несовершенства становится слабым местом детского организма, способствуя регулярным расстройствам пищеварения и стула, которые могут появиться даже после малейших нарушений вскармливания, а также из-за простого ОРЗ или аллергии на ряд продуктов.

Развитие рефлексов

Жизнедеятельность новорожденного малыша осуществляется посредством безусловных рефлексов, а грудничка – условных рефлексов. Самыми первыми вырабатываются рефлексы на звуки и изменение пространственного положения, позже – тактильные и зрительные. Спустя небольшой промежуток времени ребенок начинает поворачивать головку, а потом всем телом тянуться к источнику звука или новому предмету.

Условно-рефлекторные связи напрямую связаны с функциональным созреванием коры головного мозга, а нервная
деятельность – с факторами внешней среды, преимущественно с поведением родителей. То есть нервная система малыша развивается тем быстрее, чем больше внимания от родителей получает ребенок. Маме и папе рекомендуется не только разговаривать с крошкой, а еще петь песни, держать его на руках, ходить по помещению, выполнять гимнастику и массажик, играть в пальчиковые игры и погремушками.

Общение – самый мощный стимул для развития малыша. Известно, что дети из домов ребенка, лишенные эмоционального контакта с родными, развиваются хуже сверстников, живущих в семьях.

Развитие грудничка в первые месяцы жизни

В течение первых месяцев после рождения наблюдается прогрессирующее созревание центральной и периферической нервной системы малыша. Быстро развивается и растет скелетная мускулатура, вместе с тем увеличивается и двигательная активность ребенка, что приводит к ускоренному физическому и умственному развитию.

В этом возрасте
ребенка нельзя ограничивать в движении, которое непосредственно влияет на развитие. Тугое пеленание – это один из главных ограничителей, как, впрочем, и тесная одежда.

Грудничок нуждается в движении, являющемся проявлением его жизнедеятельности и развития. Всего несколько месяцев отделяет малыша от хаотичных и неосознанных движений до поддерживающих определенную позу и обеспечивающих передвижение в пространстве.

Первый день рождения большинство деток отмечают, твердо стоя на ногах. На то, как быстро и уверенно кроха встанет на ножки, большое влияние имеет деятельность коры головного мозга, связанная с общением с людьми. Так что, дорогие родители, старайтесь общаться с малюткой как можно больше и того же требуйте от бабушек и дедушек. Причем общение не должно строиться на сюсюканье. Ваш сын или дочь – это настоящий человек, пусть и маленький. Разговаривайте с ним соответствующим образом!

Головной мозг
новорожденного очень мал, но вот его кровоснабжение достаточно велико, и именно оно обеспечивает быстрый рост мозговой ткани, регулярно насыщая ее кислородом. В течение первого года жизни вес мозга увеличивается более чем в два раза. При этом в мозговой ткани содержится много жидкости, чего не стоит бояться, а стоит, наоборот, успокоиться, поняв, что склонность к судорожным состояниям связана именно с этим фактом.

В 2-3 месяца новорожденный может рассматривать игрушки, следить за яркими движущимися предметами, поднимать грудь и голову, лежа на животе, моргать при быстром приближении предмета, имитировать мимику взрослых, самостоятельно поворачиваться на бок и переворачиваться со спины на живот и обратно, улыбаться.

Развитие ребенка в 4-5 месяцев

С четырех месяцев ребенок может недолго сидеть без посторонней помощи, легко переворачиваться и хорошо держать голову. Висящие над головой игрушки он уже не просто рассматривает, а хватает ручками и тянет к себе, ощупывая, стуча, пробуя на вкус.
Также у малыша начинает развиваться речь – пока с громких «разговоров» в виде несвязного лепета, который постепенно перейдет в слоги, а со временем и в слова.

К пяти месяцам кроха начинает различать синий, зеленый и красный цвета. Чадо начинает пробовать самостоятельно садиться, а также стоять при помощи родителей. Движения рук и ног становятся все более координированными. Малыш перестает промахиваться, начинает долго держать в руках игрушки, подражать звукам и певуче гулить.

Развитие малыша в 6-8 месяцев

С полугода ребенок самостоятельно сидит, поднимается на локтях, ползает, ест из ложки, берет пищу губами. С восьми месяцев у малыша
появляется желание ходить, что он регулярно пробует делать. Именно поэтому родителям следует быть очень внимательными, чтобы кроха ненароком не упал и не ушибся.

В это же время ребенок радует родителей ладушками, которые «были у бабушки», активно повторяет любые другие движения руками. Кроха самостоятельно ест хлеб, печенье, пьет из бутылочки или поилки.

Ребенок в 9-12 месяцев

В 9-10 месяцев многие детки уже не просто уверенно стоят на ногах, но и начинают ходить. Сначала со взрослыми и при помощи всяческих приспособлений, а потом и самостоятельно. Кроме того, малышам нравится выполнять ритмичные приседания, удерживаясь за диван, журнальный столик или стул.

Обогащается мимика, жестикуляция ребенка, повышается стремление во всем копировать окружающих. Игры приобретают смысл, показывая наличие развивающегося интеллекта. У малыша появляется желание в игровой форме решать трудные ситуации и задачи, например складывать кубики в сортер, вкладывать стержень в кольца от пирамидки.

В год дети прекрасно ходят, держат чашку и начинают говорить первые слова. К этому времени самое сложное остается позади, а интересное – впереди. Родителям годовалого малыша предстоит узнать и научиться очень многому и приятному. Чего мы им и желаем!

Похожие статьи