Детские игровые стишки. Потешки с движениями для самых маленьких. Все прямо и прямо

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МОТОРИКИ ПРИ ПОМОЩИ СТИХОВ

Дети растут быстро. И что бы они развивались правильно с ними, конечно же, нужно заниматься. Игры развивающие речь, занятия по развитию координации движений обязательно должны присутствовать среди других. А забавные стишки и веселые потешки сделают такие занятия более привлекательными, что позволит проводить время с малышами интересно и содержательно, при этом развивая их внимание и память.

Более того, упражнения, сопровождающиеся стихами, позволят вам с вашим малышом проводить совместную увлекательную зарядку, доставляя ребенку радость.

Старайтесь, как можно чаще проводить с ребенком подобные упражнения, что бы малыш выучил их наизусть, а затем мог выполнить самостоятельно, лишь взглянув на картинку.

Развиваем речь и моторику весело:

Зайка

Зайка шёл,
Зайка шёл,
Капусту нашёл, сел, поел и дальше пошёл,
Зайка шёл, зайка шёл,
Морковку нашёл, сел, поел и опять пошел.

(Имитировать движения ходьбы, приседания, показывать: как ест зайчик)

Птички

Прилетели птички,
Птички-невелички,
Всё летали, всё летали,
Крыльями махали.
На дорожку прилетали,
Зернышки клевали.

(«Летать» по комнате, размахивая руками, как крыльями, приседать, стучать пальчиками об пол)

Самолёты

Самолёты загудели,
Самолёты полетели.
На полянку тихо сели,
Да и снова полетели.

(Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, руки в стороны, затем наклоны в стороны, приседания, руки к коленям, руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны)

Гриб

Саша шёл-шёл-шёл,
Белый гриб нашёл
Раз- грибок,
Два — грибок,
Три — грибок,
Положил их в кузовок.

(Имитировать движения грибника: идти, нагибаться и класть грибы в корзинку)

Петушок

Шёл по берегу петух,
Поскользнулся, в речку бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.

(Делать шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной; дальше делать круговые движения руками, приседать, грозить пальчиком, делать наклоны вперёд)

Поезд

Поезд мчится и свистит
И колёсами стучит.
Я стучу, стучу, стучу,
Всех до дачи докачу.
Чу-чу, чу-чу, всех до дачи докачу.

(Руки согнуты в локтях, синхронные вращательные движения обеими руками; шаг в сторону- притоп, вращать руками, имитируя движения колес)

Гуси

Гуси серые летели,
На лужайке тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.

(Взмахи руками, приседания; затем ходьба на носках, наклоны головы, бег на месте)

Кузнечики

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок, стоп, сели.
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко.
Прыгай на носках легко!

(Делать движения плечами, прыгать, приседать, прислушиваться и опять прыгать)

Кот

Вот идёт чёрный кот,
Притаился, мышек ждёт.
Мышка норку обойдёт
И к коту не подойдёт.

(Делать шаги с высоким подъёмом ног, присесть, руки к коленям, встать, повернуться вокруг своей оси; руки в стороны)

Едем, Едем…

Чики-чики, чикалочки,
Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке,
Петушок на будочке,
Зайчик — на тачке,
Мальчик — на собачке.

(Ноги вместе, подскоки на месте. Одна нога впереди, на другой - подскоки. Затем утиный шаг вперевалочку. Грудь вперёд - посеменить ногами. Руки перед грудью, прыжки, бег на месте.)

Часы

Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так:
Тик-так.
Налево-раз, направо-раз,
Мы тоже можем так
Тик-так, тик-так.

(Наклоны туловища вправо-влево, по тексту)

Зайчик

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал.

(Имитировать движения зайчика по тексту)

Буратино

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся, два — нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

(Потягиваться, встать на носочки, наклоны вправо, влево, руки в стороны, руки вниз, встать на носочки, руки вверх)

Зайка

Ну-ка, зайка, поскачи,
Лапкой серой постучи.
Ты на травку упади,
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к ёлочке беги
И скорей назад скачи.

(Движения по тексту потешки)

Дорожка

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам, по камушкам,
По камушкам, в ямку — бух!

(Наклоны туловища влево, вправо, шаг на месте, прыжки, приседания)

Дождик

Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять на мне даешь.
Дождик, дождик, полно лить,
Деток, землю, лес мочить.
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем.

(4 хлопка, притопы, 4 хлопка. Прыжки на месте. Ходьба. Прыжки через лужицы)

Игра с зайкой

Вышли дети на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика,
Поманили пальчиком:
«Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши!»
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.

(Движения ходьбы, приседания, плясовые движения, хлопки)

Конь

Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот.
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на коня вскочу
И поеду, поскачу.
Там за дальней за рекой
Помашу тебе рукой.

(Постукивая одной ногой об пол, покачивая головой, прыжки, подскоки, помахать рукой)

Пирожки

Мы печем пшеничные пирожки отличные
Тесто в миске замесили,
Соль в солонке не забыли.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали, не устали.
Взяли ложку с творогом,
Пирожок – за пирогом.
Ну-ка, печка, дай пирожкам местечка!

(Движения по тексту)

Ножки и ладошки

Как у наших у ребят
Ножки весело стучат,
Наш народ удаленький,
Хоть и очень маленький.
Лишь устанут ножки,
Хлопаем в ладошки,
В ладошки — ладошечки,
Веселые хлопошечки.

(Бег на месте, руки на поясе, затем, стоя на месте, хлопать в ладошки)

Аист

— Аист, аист длинноногий,
Покажи нам дорогу.
Аист отвечает:
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой.

(Маршируем на месте под текст)

Солдатик

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.

(Руки на поясе, постоять на правой ноге. То же – на левой ноге. Поднять прямую правую ногу перед собой. Руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево)

Использованы материалы Юлии Соколовой
«Речь и Моторика»

Нашла кучу стихов с движениями буду пробовать, может и у вас есть какие-нибудь интересные, делитесь...

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать)

Здравствуйте, ножки,

топ-топ-топ! (топать)

Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки)

Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки)

Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)

Здравствуйте, губки,

Чмок-чмок-чмок! (или три раза ритмично почмокать губами)

Здравствуйте, зубки,

Щёлк-щёлк-щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубками)

Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа)

Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик)

Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд)

Привет! (помахать рукой над головой)

ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ

Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки
Ладушки-ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!

ЧАСЫ
Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками («бежим») от коленочек до макушки

Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, Один хлопок над головой
Мышь скатилась кувырком. Руки «скатываются» на пол.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.

ЗАМОК

На дверях висит замок. Пальцы в замочек, слегка покачивать
Кто его открыть бы смог? «замочком» вперед - назад
Мы замочком повертели, Повертеть «замочком»
Мы замочком покрутили Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.
Мы замочком постучали, Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.
Постучали, и открыли! Показать ладошки.

Мы капусту рубим, рубим, (машем руками вверх-вниз, словно ножами. Ладони выпрямлены при этом)
Мы капусту режем, режем (руки выпрямлены в ладонях, изображаете движение ножа- вперед-назад)
Мы капусту солим, солим, (имитируешь соление- шевелишь пальцами в щепотке)
Мы капусту мнем, мнем, (сжимаем и разжимаем кулаки)
А морковку трем, трем. (трем ладони друг об друга)

ПЕРЧАТКА
Весёлая мышка
Перчатку нашла, Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка).

Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом»
Мышат позвала. Сгибаем - разгибаем пальцы («зовущий» жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать, Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам

остальных пальчиков.
Погладила всех Большим пальцем гладим остальные (скользящим движением

от мизинца к указательному).
и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим)

На дворе мороз и ветер.
Ребенок выполняет движения, указанные в тексте:
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.


Не замерзнут ручки-крошки -
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!

Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем!

Зимняя прогулка

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки одну об другую)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, потом руки под щечку)

Зайка серенький сидит

Зайка серенький сидит (приставляем ладошки к голове)
И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,
Лапки надо бы погреть. (хлопаем в ладоши)

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Лапки надо бы погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (топаем ногами или прыгаем)

Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал! (пугаемся и разбегаемся по комнате)

ЭЙ ТЫ, МИШКА

(движения по тексту)

Эй ты, мишка-лежебока

Спал ты долго и глубоко

Чтобы мишку разбудить

Будем мы в ладоши бить

Ничего не получается

Мишка наш не просыпается

А давайте будем топать

И в ладоши громко хлопать

Все захлопали в ладоши

Все захлопали в ладоши -

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки –

Громче и быстрее.

По коленочкам ударим –

Тише, тише, тише…

Ручки, ручки поднимаем –

Выше, выше, выше…

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Потрудились, потрудились

И остановились.

Самолеты

Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели. (руки в стороны, бежим по комнате)
На полянку тихо сели, (приседаем)
Да и снова полетели. (руки в стороны, снова бежим по комнате)

Кто умеет чисто мыться?

Кто умеет чисто мыться?

Кто водицы не боится? (руки вверх)

Это мы! Это мы! Это мы!

Кто не хочет быть грязнушкой

Хорошенько моет ушки? (руки вверх)

Это мы! Это мы! Это мы!

Умываться мы умеем

Мы мочалкой моем шею (моем шею)

А потом помоем ловко

Мы над тазиком головку (моем головку)

И вот так! И вот так! И вот так!

Чтобы чисто вымыть ножки,

Мы помылим их немножко. (моем ноги)

И вот так! И вот так! И вот так!

Мы помылись как большие,

Вот мы чистые какие.

Посмотри! Посмотри! Посмотри!

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки — ходунюшки,

А в ручки — хватунюшки,

А в роток — говорок,

А в умок — разумок.

Птички, птички полетели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Птички, птички, птички...

Гуси летели,

Лебеди летели,

Гуси летели,

Лебеди летели...

Гуси летели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Вода тягучая,

Дитя растучее.

С гуся — вода, с тебя — худоба.

Потешки

Особенно важно развивать у младенцев моторику, координацию. Для этого с ребенком играют в старинную игру «Потешки». Потешки — это моторная игра с проговариванием забавных стишков. Во время игры все строчки потешки сопровождаются соответствующими движениями. Хлопают вместе с ребенком в ладошки, поднимают его ручки к головке, перебирают пальчики, сгибают и разгибают ножки, покачивают ребенка, слегка подкидывают его и т. д. Эта игра развивает точные, координированные движения ребенка, способствует развитию мышц, сопровождается элементами массажа. В такую игру с удовольствием включаются как младенцы, так и дети одного — полутора лет.

«Ладушки»

— Ладушки, ладушки,

Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Что пили?

— Бражку.

Поели, попили,

Ручки помыли.

У-У-У — полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

«Кошка»

Та, та, та, та, та, та,

Вышла кошка за кота:

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

«Маленькие ножки»

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ

Топ, топ, топ, топ, топ!

«Сорока»

— Сорока, сорока,

Где была?

— Далеко:

В лесу на опушке,

В маленькой избушке,

Кашу варила,

Деток кормила.

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному — ложечку,

Да другому ложечку,

А милому Ванечке — целую поварешечку.

«Коза-дереза»

Идет коза рогатая

По лесу бодатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто кашу не ест?

Кто молоко не пьет?

Забодаю, забодаю, забодаю!

Можно слегка «пободать» ребенка двумя пальцами, словно рогами. Обычно это вызывает восторг у малыша.

«Сорока-ворона»

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Он в лес не ходил,

Дрова не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил.

Каши не получил!

Во время этой игры вначале по ладошке ребенка делаются круговые движения, а затем по очереди загибаются его пальчики с приговоркой «этому дала», а пятый слегка потеребите. Так проводится массаж ладошки с активизацией физиологических точек, что очень полезно малышу.

Аналогичные цели преследует и игра «Пальчик»

Мальчик-пальчик,

Где ты был?

— С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил.

С этим братцем

Песни пел.

С этим братцем

Игра «Пальчик» не только развивает осознанно контролируемые движения пальцев, но и способствует развитию мышц, задействованных в формировании навыков письма или каких-то точечных действий.

Потешки — забавные игровые стихи. Они помогают ребенку, вслушиваясь в слова, включаться в общую со взрослым деятельность. Ребенок с восторгом повторяет движения, которые называются в потешках.

Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным… Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ? Для этого издавна в народе придуманы ласковые стишки-приговорки, так называемые потешки , призванные помочь родителям общаться с малышом в доступной для него форме.

Потешки для новорожденных

Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять...» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
(Поочередно касаемся головы, рук, ног.)

Широка река,
Высоки берега.
(На первой строчке руки в стороны, на второй строчке потянуться руками вверх.)

Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками - язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница -
Мама не налюбуется.
(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д.
На последней строчке можно поцеловать свое чудо.)

Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!

Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
- Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
- Маме с папой улыбнулись.

Потешки для детей до года

Растущий малыш все больше интересуется всем, что его окружает. Все это время он открыт к общению. Веселые потешки для детей до года принесут море удовольствия обоим участникам «диалога» если будут простыми, короткими и рассказывающими об интересных и понятных малышу вещах. К середине первого года жизни детишки вполне осваиваются со своими частями тела. Они понимают, где у них носик, где глазки, где ручки, ножки, пальчики… Усвоить и закрепить эти знания в игровой форме им помогают потешки для малышей, такие как всем известные «Ладушки» и другие.

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!
(Руки ребенка поднимаем вверх.)

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки -
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!(машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
(Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
- ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
выполняя все движения по тексту.)

(Поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

(подставляйте имя своего ребенка)

Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.

У киски болит,
У собачки болит,
А у моего малыша
Заживи-заживи-заживи.

Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
Из последнего окошка
Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
Пришла лисичка,(гладим спинку)
Хвостиком помахала
Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол,(изображаем — стол кулаком)
Стул,(стул — щепотью)
Печатную машинку.(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил!

Пышка, лепёшка
В духовке сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Когда и как использовать потешки?

Также потешки используются:

  • когда ребенка одевают на прогулку;
  • купают;
  • помогают проснуться с хорошим настроением;
  • если ребенок шалит или капризничает;
  • для игры с ним;
  • для обучения малыша в игровой форме и пр.

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!

(Малыш сидит у вас на коленях. Вы изображаете пальцами «козу».)

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьёт, —

Забодает, забодает, забодает.

(Покажите, как бодается коза, — малыш засмеётся вместе с вами.)

(Малыш сидит у вас на коленях. Вы постукиваете ногами об пол так, что малыш легонько подпрыгивает.)

Баба сеяла горох —

Прыг-скок, прыг-скок!

Обвалился потолок —

Прыг-скок, прыг-скок!

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла,

Села, поела,

Опять пошла.

Баба стала на носок,

А потом на пятку,

(Поставьте малыша на ваши колени. Он попрыгает - "попляшет")

Стали русского плясать,

А потом вприсядку!

(Поочерёдно сжимаем пальчики малыша в кулачок.)

Ивану-большаку — дрова рубить,

Ваське-указке — воду носить,

Мишке-среднему — печку топить,

Гришке-сиротке — кашу варить,

А крошке-Тимошке — песенки петь.

(Разжимаем кулачок малыша, поднимаем ручки вверх.)

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать!

Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодиченька

Невеличенька —

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Шувы! Полетели,

На головушку и сели.

(Поднимаем ручки вверх, кладём на голову.)

(Собираем пальчики малыша в кулачок.)

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

(На каждую строчку отгибаем один пальчик.)

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — чистит стол,

Этот — резал,

Этот — ел,

Ну а этот лишь глядел!

Идут четыре братца навстречу старшему.

— Здравствуй, большак!

— Здорово, Васька-указка,

(Соединить с большим указательный пальчик.)

Мишка-серёдка,

(Соединить с большим средний пальчик.)

Гришка-сиротка

(Соединить с большим безымянный пальчик.)

Да крошка-Тимошка!

(Соединить с большим мизинчик.)

(Вы сидите ногу на ногу. На ступню ноги, что сверху, посадите малыша и качайте его, как на качелях.)

Стучит, брячит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

Туда ж по дорожке.

— Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

— Сено косить.

— На что тебе сено?

— Коровок кормить.

— На что тебе коровы?

— Молоко доить.

— А зачем молоко?

— Ребяток кормить.

(Малыш «скачет» у вас на коленях, как на лошадке.)

Чики, чики, чикалочки!

Едет Костя на палочке.

Люба на тележке

Щёлкает орешки.

Орешки калёные,

Милому дарёные

По целковому рублю:

А я милого люблю!

Сорока-ворона

(Водим пальчиком по ладошке малыша круговыми движениями.)

Сорока-ворона

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Каши не едали,

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил?

— Зачем воду не носил?

Капустка

Мы капустку рубим-рубим,

(Двигаем ладошками малыша вверх-вниз.)

Мы капустку солим-солим,

(Собираем пальчики малыша, изображая движение «солить».)

Мы капустку трём-трём,

(Потираем один кулачок малыша о другой.)

Мы капустку жмём-жмём.

(Сжимаем и разжимаем кулачки ребёнка.)

(Собираем пальчики малыша в кулачок, начиная с мизинчика.)

— Этот пальчик маленький.

— Этот пальчик слабенький.

— Этот пальчик длинненький.

— Этот пальчик сильненький.

Похожие статьи

  • Вязаная салфетка с розами крючком

    Добрый день, дорогие друзья! Сегодня я к вам с салфетками крючком. Несмотря на то, что у нас повсеместно уже настоящая зима со снегом, я в последнее время интересуюсь вязаными цветами. О своей новой работе, в которой я их использовала, в...

  • Элегантный пуловер спицами с вырезом лодочка

    Горловина «лодочка» Для построения выкройки лифа с горловиной «лодочка» мы воспользуемся чертежом основы платья полуприлегающего силуэта. А вы стройте на той основе, которую будете использовать при раскрое.Можно, например, построить эту...

  • Страдаем правильно от неразделённой любви

    Ходит семимильными шагами по планете, и как избавиться от этого наваждения, мы просто не в силах уже понимать. Когда совсем невмоготу, приходится начинать листать журналы и умные книжки или вообще идти на консультацию со специалистом в...

  • Короткие стихи любимому Маленькие стишки про любовь для парня

    Поводов подарить красивые стихи любимому парню множество: праздники, важные события в жизни. Да и хорошее настроение — чем не повод внести в свою жизнь больше романтики и нежных чувств. Предлагаем вам, милые девушки, красивые стихи...

  • Проблемы с грудным молоком?

    Случается так, что после родов молока хватало, а потом оно резко начало пропадать. Давайте вместе разберёмся, почему так происходит и как поступить в этой непростой ситуации. Что делать, когда молока мало в груди?Это явление обусловлено...

  • Все о тридцать первой неделе беременности 31 неделя беременности кровяные выделения

    На 31 неделе беременности каждая женщина во всю ощущает себя мамой. Живот виден невооруженным взглядом и малыш в нем очень часто пинается. Если беременность произойдет в предполагаемый срок, то это случится ровно через 10 недель. Ощущения...